Теория и практика

Теория и практика визуальной оценки скоростей планет в космограмме

Теория и практика визуальной оценки скоростей планет в космограмме

При взгляде на гороскоп, как графический образ, астролог увидит и оценит положение планет в Зодиаке, в домах, аспектную картину — все это важнейшая астрологическая информация, основа для астрологического анализа. Вместе с тем, гороскоп, будучи проекцией на эклиптику, — плоская картина, в которой градусы планет в Зодиаке суть их эклиптические долготы. Какая информация ускользает при визуальной оценке гороскопа? Это эклиптические широты (удаление планет от плоскости эклиптики) и скорости планет. Конечно сведения о широтах и скоростях доступны в астрологических программах, однако ещё надо знать, где их смотреть в программе, они не видны при простой визуальной оценке гороскопа. Скорости астрологических объектов в гороскопе обычно отображаются индикативно и дихотомично — если стоит значок R, то объект считается ретроградным, если нет — директным.

Мы, астрологи, исходим из идеи, что вся доступная астрологам астрономическая информация может быть проинтерпретирована, то есть любой из астрономических характеристик может быть поставлено в соответствие символическое описание явлений, происходящих на Земле и в человеке. В связи с этим встаёт вопрос, а насколько важна для астролога информация о широтах и скоростях? По мнению автора эклиптические широты не столь важны — в этом смысле значительно более информативными представляются склонения планет (угол их удаления от плоскости небесного экватора), ведь именно склонения определяют такой довольно экзотический, но известный издревле и отлично работающий аспект, как мунданная параллель. Но не о ней речь. Значительно важнее информация о скоростях планет, которые обычно принято приводить в единицах градусов или угловых минут в сутки. Оценка скоростей планет — важнейшая астрологическая информация, которая важна и в натальном анализе, и в астрологической прогностике, и в особенности в хорарной астрологии. И простого деления на директность и ретроградность объекта очевидно недостаточно.

Скорости планет в космограмме, то есть в проекции на эклиптику, обусловлены геометрией и динамикой наблюдаемой планеты с точки зрения земного наблюдателя, обращающегося вместе с Землёй вокруг Солнца.

Точную информация о скоростях планет, как мы упомянули, можно найти с помощью астрологической программы, однако астрономическая геометрия предоставляет нам поразительную возможность надёжно оценивать скорости планет по их расположению в Зодиаке. При этом астрологу важно знать и правильно использовать соответствующие ключи.

Ключом к определению скорости Солнца служит его положение в Зодиаке. Согласно второму закону Кеплера скорость дневного светила имеет годичную периодичность. Земля в перигелии зимой в первых числах января, и тогда скорость Солнца максимальная; Земля в афелии в первых числах июля, и тогда скорость Солнца максимальная (см. таблицу 1). Впрочем, скорость Солнца незначительно меняется в течение года и не столь уж важна по сравнению со скоростями других планет.

Таблица 1. Средние скорости светил

Ключом к определению скорости Луны служит её положение относительно Чёрной Луны (Лилит). Среднюю скорость движения Луны в Зодиаке вычислить несложно. Достаточно разделить 360° Зодиака на продолжительность тропического месяца, который составляет 27,32 суток. В результате средняя скорость Луны равна 13°10¢,6 в сутки. В пределах своего зодиакального цикла (тропического месяца, равного 27,3 суток) наиболее медленной Луна бывает вблизи Лилит, и напротив, скорость Луны максимальна, когда она стоит против Лилит (см. таблицу 1). Причиной изменений скоростей Луны является также второй закон Кеплера. Лилит есть проекция на эклиптику направления на второй фокус эллипса лунной орбиты, который в свою очередь совпадает с направлением на апогей Луны, максимально удалённую от Земли точку Лунной орбиты. В апогее Луна движется медленнее всего. Напротив, приблизительно в оппозиции с Лилит Луна находится в перигее, где её скорость максимальна. Таким образом, в астрологической практике следует руководствоваться простым правилом: суточная геоцентрическая скорость Луны максимальна, когда Луна находится в окрестности оппозиции к Чёрной Луне, и минимальна — в окрестности соединения с Чёрной Луной. В окрестности квадратур с Лилит Луна движется со своей средней скоростью. Скорости Луны, таким образом, не зависят ни от времени года, ни от видимого удаления от Солнца (фаз Луны).

Полноты изложения ради следует заметить, что в силу того, что Земля движется вокруг Солнца в плоскости эклиптики, а Луна — по своей орбите, видимые максимальные и минимальные суточные скорости Луны обычно не совпадают с прохождением Луны точно через перигей и апогей, но наблюдаются вблизи этих точек. Кроме того, следует также отметить, что в отношении Луны речь идёт о её геоцентрических скоростях — топоцентрическая мгновенная скорость Луны (с учётом параллакса) может ощутимо колебаться в пределах суток. Другими словами, в астрологической программе, в которой выставлен учёт параллакса (топоцентрические координаты), пользователь может увидеть или более высокую, или более низкую скорость Луны относительно среднего значения на одном и том же удалении от Лилит, поскольку точка на поверхности Земли, с которой осуществляется наблюдение, или увеличивает визуальную мгновенную скорость Луны, или компенсирует её. Этот феномен в статье не обсуждается, однако рассматривается в книге автора “Астрономия для астрологов”, которая на момент публикации статьи готовится к изданию.

Все внутренние и внешние планеты для земного наблюдателя демонстрируют более сложное движение, чем светила. Двигаясь по преимуществу директно, то есть в направлении знаков Зодиака, они вместе с тем формируют петли и зигзаги. Формирование планетами петель и зигзагов — не физическое, а наблюдаемое с Земли визуальное явление.

Ключом к определению скоростей планет, помимо светил, служит их положение относительно Солнца. Здесь следует порознь рассматривать внутренние планеты (Меркурий и Венеру), которые далеко не отходят от Солнца, и внешние планеты от Марса и далее. (Статистика по максимально возможным удалениям внутренних планет от Солнца на интервале XX–XXI веков приводится в Таблице 2.) В любом случае периодичность скоростей планет обуславливается парным циклом Солнца и планеты, который называется синодическим периодом. У каждой планеты синодический период свой, а их продолжительности у главных планет находятся в интервале от 116 суток у Меркурия до 780 суток у Марса.

Каждая из внутренних планет имеет характеристическое расстояние от Солнца на котором она разворачивается. Зная это расстояние, астролог может предположить, что планета, как минимум готовится к развороту или развернулась недавно. Статистика по удалениям внутренних планет от Солнца при развороте на интервале XX–XXI веков приводится в Таблице 2 (графически на колесе рассматриваемые удаления представлены на Рис 1).

Таблица 2. Максимальное удаление внутренних планет от Солнца и
удаление в момент разворота

Из таблицы следует, что диапазон расстояний от стационарного Меркурия до Солнца составляет ±3,6° при среднем значении 17,7°. Разброс значений настолько значителен, что он и интервал максимальных удалений Меркурия от Солнца пересекаются, а это значит, что точка стационарности Меркурия в каком-либо цикле может оказаться дальше от Солнца, чем точка максимального удаления от Солнца в другом.

В противовес Меркурию разброс удалений Венеры от Солнца в точках стационарности совсем невелик, меньше 1°. Венера стационарна на расстоянии приблизительно 29° с любой стороны от Солнца.

Для внутренних планет — Меркурия и Венеры — их усреднённые суточные скорости на интервале в два века в точности совпадают со средней скоростью Солнца (59,1¢/сут.).

Для внешних планет средние суточные скорости определяются расстоянием до светила: чем дальше орбита планеты от Солнца, тем медленнее она движется в среднем — естественное отражение на земном небе третьего закона Кеплера.

Внешние планеты — от Марса до Плутона (как впрочем, астероиды, кентавры, объекты Пояса Койпера) — в отличие от внутренних планет могут находиться от Солнца на каком угодно угловом расстоянии от 0° до 180°. Однако, что объединяет динамику внешних планет с динамикой внутренних, так это то, что она целиком и полностью зависит от положения планет относительно Солнца, от их синодических циклов — за один синодический период любая планета на каком-то интервале времени движется директно, на каком-то интервале времени движется ретроградно, и дважды стационарна во время смены направления движения.

В движении планет по Зодиаку наблюдается непреложный факт: в окрестности соединения с Солнцем внешняя планета всегда директна и быстра; в окрестности противостояния внешняя планета всегда ретроградна и быстра в ретроградном движении. Соответственно, должно существовать некое характеристическое угловое расстояние между планетой и Солнцем на котором происходит смена движения внешней планеты с директного на ретроградное и наоборот. При этом угол, когда планета становится ретроградной и когда она становится директной, совпадают. Таблица 3 содержит средние, минимальные и максимальные удаления внутренних планет от Солнца в момент разворота, вычисленные на интервале XX–XXI веков. По таблице видно, что чем дальше планета от Солнца, тем меньше характеристический угол, на котором она разворачивается.

Таблица 3. Удаление внешних планет от Солнца в момент разворота

Таким образом, если расстояние между планетой и Солнцем больше приведённого в таблице 3, то внешняя планета ретроградна, если меньше — директна, если угол близок к характеристическому — стационарна.

Рис 1. Удаления планет от Солнца при стационарности

Применим знания на примере. Пусть имеется космограмма 21 января 2023 08:00 LT, г. Санкт-Петербург (Рис. 2). Определим скорости планет в этой космограмме и проверим свои догадки с помощью астрологической программы.

Рис 2. Пример космограммы

                       

Солнце. Максимальная скорость светила достигается в первых числах января. Космограмма построена на январь, поэтому можно ожидать всё ещё высокую, почти максимальную, скорость Солнца. В действительности, скорость Солнца в космограмме 60¢57²/сут. при максимальной скорости Солнца в году 61¢11²/сут.

Луна. Луна имеет максимальную геоцентрическую скорость приблизительно в оппозиции с Лилит. В космограмме Луна близка к оппозиции, поэтому её скорость можно определить также, как очень высокую, близкую к максимальной. В действительности, геоцентрическая скорость Луны в данной космограмме 15,33°/сут. при максимальной 15,4°/сут.

Меркурий. Планета находится на значительном для неё удалении от Солнца (22,3°), значит, можно ожидать, что планета или готовится к развороту, или недавно развернулась, в любом случае её скорость, очень вероятно, ниже средней для директного движения. В действительности, скорость Меркурия в данной космограмме 20¢06²/сут., что приблизительно в четыре раза меньшей средней для директного движения (1°26¢/сут.). Меркурий в карте находится в 9-м градусе Козерога, и в том же градусе Меркурий развернулся в директ всего за три дня до даты космограммы, 18 января. Другими словами, Меркурий в данной космограмме считать полноценно директным недопустимо, он является на сто процентов стационарным.

Венера. Венера находится от Солнца на расстоянии 21,8°, что далеко от удаления при развороте (см. Таблицу 3), из чего можно сделать вывод, что скорость Венеры быть низкой никак не может, и, как минимум, должна быть близка к средней в директном движении. В действительности, скорость Венеры в космограмме оказалась 1°15¢/сут. при средней для директного движения 1°07¢/сут. То есть по факту скорость оказалась чуть ли не максимальной для директного движения (1°16¢/сут.).

Марс. Расстояние между Солнцем и Марсом 127,7°. Это значительное расстояние, близкое к тому, на котором Марс разворачивается (см. Таблицу 3). И хотя Марс в космограмме показан, как директный, на самом деле мы подозреваем, что он стационарный, то есть, если и обладает директной скоростью, то очень низкой. И мы не ошиблись. В действительности, скорость Марса в космограмме равна 6¢05²/сут. при средней скорости для его директного движения 37¢/сут. Как и в случае с Меркурием Марс находится точно в градусе разворота, в 9-м Близнецов, где он развернулся в директное движение 12 января. То есть подобно Меркурию Марс в данной космограмме недопустимо считать директным, он стационарен.

По преимуществу, главный интерес для астролога представляют скорости личных планет до Марса включительно. Однако продолжим рассмотрение скоростей оставшихся планет.

Юпитер. Между Юпитером и Солнцем в космограмме 63,3°. Это расстояние приблизительно равно половине значения характеристического угла для разворота Юпитера, поэтому можно допустить, что скорость планеты близка к средней (см. Таблицу 3). Скорость Юпитера в космограмме оказалась равной 10¢05²/сут., что почти в точности совпадает с его средней скоростью для директного движения.

Сатурн. Сатурн находится всего лишь в пределах одного знака Зодиака от Солнца, что позволяет сделать уверенный вывод о том, что его скорость велика и определённо выше средней для директного движения. В действительности, скорость Сатурна в космограмме 6¢51²/сут. при максимальной скорости для директного движения 7¢48²/сут. и средней 5¢42²/сут.

Скорость Плутона, который в космограмме находится в соединении в Солнцем, за счёт этого факта максимальная. Скорость Нептуна, расположенного на расстоянии 52,4° от светила, как и в случае Юпитера близка к средней для директного движения этой планеты. А вот Уран заслуживает отдельного рассмотрения. Между ним и Солнцем 104,1° при среднем удалении в развороте 103,3°. Другими словами, момент космограммы застал Уран разворачивающимся — скорость Урана в космограмме ничтожна даже для него, всего –5²/сут. Формально Уран ретрограден, однако поскольку Солнце стремится сократить с ним дистанцию, разворот Урана в директ не за горами, он состоится меньше чем через двое суток, 23 января.

Угловые расстояния в описании примера приведены точные. На практике, однако, достаточно приблизительной оценки.

Итак, мы оценили скорости всех планет в космограмме и качественно ни разу не ошиблись. Астрономия работает безупречно.

Выполненные автором вычисления на больших интервалах времени позволили лучше понять закономерности и выработать понятные и практически полезные критерии, позволяющие в большинстве случаев качественно и надёжно определиться со скоростями планет. Знание приведённых в статье численных значений и владение описанным алгоритмом позволяют астрологу визуально за считанные секунды оценить скорости планет и сделать по ним необходимые выводы — несомненно чрезвычайно полезный навык профессионального астролога.

А. В. Голоушкин

Санкт-Петербург  март, 2023

Внимание! Приглашаем вас принять участие в вебинаре «Визуальная оценка скоростей планет в космограмме» Алексея Владимировича Голоушкина. Регистрация: https://isoma.education/courses/cosmogramm/

Изображение Pexels с сайта Pixabay

Алексей Голоушкин
Голоушкин Алексей Владимирович (г. Санкт-Петербург). Практикует астрологию с 1992 г., активно консультирует, более 20 лет преподает широкий спектр астрологических дисциплин, проводит астрологические исследования. Базовое высшее образование в области физики и психологии. Область интересов: астрологическая метафизика, связь астрологии и современного естествознания, современные прогностические техники и вычислительные алгоритмы, астрономия, трансперсональная психология. Алексей Владимирович является автором книг «Астрономия для астрологов», «Аргументы против астрологии и почему они не работают» (в соавторстве с М. Б. Левиным), учебных и практических методик, докладов на конференциях и астрологических статей разной тематики, участвует в разработке алгоритмов и в улучшении функционала известной астрологической программы «Sotis».

    You may also like

    Leave a reply