Книжная лавка

Архетип Рака

Луна в астрологии
Луна в астрологии
ФРАГМЕНТ ГОТОВЯЩЕЙСЯ К ПЕЧАТИ КНИГИ СЕМИРЫ И В.ВЕТАШ «МИРОВАЯ МИФОЛОГИЯ В АРХЕТИПАХ ЗОДИАКА»
Если хотите получать регулярное оповещение о публикациях фрагментов книги или оставить заявку, подпишитесь на нашу рассылку внизу страницы.

Архетип рака. Луна, планета души. Праобраз бессмертия и вечного материнства

Когда после архетипа Солнца мы переходим к мифологеме Луны, может показаться, что мы нарушаем хронологическую последовательность мифологического развития: от сверкающей цивилизации мы вновь возвращаемся к далекому прошлому. Луна покровительствует миру животных — как римская охотница – Диана или греческая Артемида, бегающая по лесистым холмам с луком и стрелами, избегая шумных городов. Некогда она испросила разрешение Зевса покинуть общество богов, и царь богов позволил ей это. Наверное, у него были на то основания!

Артемида

Diana [Artemis]. Engraving by P. Pontius and W. Hollar after P. van Avont.

Для чего же человек, доказавший свой разум и независимость от природы, обращается к животному миру? Прежде всего, качества животных дают ему возможность определить и понять самого себя. Самообозначение, которым заведует предыдущий архетип, развило в человеке его способность к символическому мышлению настолько, что он стал мыслить себя не только через простые образы мира (разжигаемый им костер), но и через более сложные символы зверей. Эту — удивительнейшую!— способность к самоотождествлению иллюстрируют тотемы древнейших людей и современных примитивных племен (а также поведение детей: “Я — зайчик! Нет, я — зайчик!”). Через черты животных люди осознают себя и отличают своё племя от другого, а потом, находя в звере своего личного покровителя, пытаются определить и запомнить свою собственную суть. И это закладывает первые основы понятия своей души. Эта традиция оказалась настолько стойкой, что до сих пор мы изучаем душу через образы “зверинца” — Зодиака, где образ Рака говорит нам о стремлении скрыться в свой панцирь: уйти от внешнего мира — во внутренний. 

Тотемизму — 150-100 тыс.лет. Он возник позднее первой символики, и, значит, порядок архетипов не нарушен. Археологические данные указывают на заботу об убитом звере и желание, чтобы он родился вновь и дал себя убить и съесть. [1] Это соответствует тому, что в астрологии Луна заведует пищеварением: как ни странно, путь к душе лежит через желудок! Поведение дикарей говорит о том, что потом люди просят прощение у зверя за то, что они его едят, а с течением времени люди отождествляют себя с животными настолько, что съедать зверя-тотем становится запрещено.

Первоначально среди тотемов почитались большие и сильные звери, которые могли являть образ опоры существования и хозяев территории. Мы уже упоминали про медведя, но возможно, что некогда люди поклонялось и более древним животным — бизону и мамонту, которых они употребляли в пищу и которые исчезли ещё до того, как люди стали фиксировать свои мысли в форме, доступной современному уму. В своих мифах человечество сохранило образы первобытных чудовищ, некогда существовавших на Земле: так, по гипотезе мифолога Б.Рыбакова русские сказочные образы — Чудо-Юдо или Змей Горыныч — ведут начало от мамонта. [2] И в мифах Земля неслучайно стоит на трёх слонах.

Кроме животных (а также и растений), которые шли в пищу, человечество делало своими племенными богами зверей и птиц, обладавших близкими и понятными ему характеристиками, которые выражали его способ приспособления к жизни. Как мы уже говорили, племя могло считать своим родоначальником ворона, храня бессознательную память о том, что люди до того, как они научились охотиться, питались падалью, как эта птица; а потом, продолжая эту логику, приписать ему изобретение лука и стрел. 

Когда общественные традиции перекрыли подражание природе, предков-животных сменили боги-люди: но ещё в мифологии цивилизованного Египта мы находим шакала-Анубиса, сокола-Гора, зайца-Тота, львицу-Сехмет, скорпиона-Серкет. Имя Артемиды переводится как “медведица”, и В.Я. Пропп считает, что маленькие крылышки над пятками вестника-Гермеса тоже говорят о его некогда птичьем облике. [3] Почему же именно в животных человек поначалу узнал себя и не торопился терять веру во всемогущество их образов, даже когда они уже перестали обозначать прежних хозяев его территории и его пищу, а приобрели космический смысл глобальных явлений, светил (Гор-Солнце, Тот-Луна) или антропоморфных богов? Прежде всего потому, что большую часть своей истории он не отделял себя от них, и действительно мог научиться есть падаль у ворона. А ещё потому, что в животных конкретные качества, приспосабливающие их к жизни, выделены ярко; в человеке столь ярко видна лишь его абстрактно-подражательная способность разума. 

Физиолог Павлов исследовал темпераменты людей на примере собак, и поведение всех высокоразвитых животных многое добавляет к пониманию того, как устроена наша человеческая жизнь и социальное взаимодействие. Пожалуй, нет такой модели поведения, распределения семейных и общественных ролей, аналога которой мы бы не нашли в животном мире. Эти роли исполняются столь скрупулезно и аккуратно, что человеку до животных далеко. Одно только совершенство их передвижения стало основой китайских единоборств. Возможно, мир зверей скрывает многие секреты, уже забытые или ещё непонятые цивилизованным человеком.

Животные изначально являются целостными царями природы — а человек лишь стремится стать таковым. Он достигает своего идеала, лишь будучи царём своего солнечного разума, способного символически отождествиться со всей Вселенной. Эту способность можно считать основой человеческой души. Как замечает лезгинская пословица, “животное пёстро снаружи, человек — изнутри.” Мы привыкли считать свою душу более природной, чем разум — животной, но у животных такой способности нет. Если говорить о душе, как о чем-то определенном, имеющем свою индивидуальную структуру и механизмы действия (что мы сегодня обычно называем психикой), она сформировалась позже разума; поскольку же она является всего лишь отражением вечных форм мира и его законов, она и сама вечна.

Как и разум, который в большей степени служил коллективным, а не личным целям выживания, душа поначалу была достоянием не отдельного человека, а группы первобытных людей. Тотем символизировал единство этой группы и развивал веру в глубокое тождество всех членов первобытной общины. Из этого тождества проистекает образ перерождения людей в рамках рода, ставший глубоко укорененной в нашем сознании идеей перерождения души. Захоронения неандертальцев, которые снабжали покойников орудиями и пищей, показывают, что человек готовился продолжить жизнь после смерти уже 60 тыс.лет назад. Но ярче всего о вере в перерождение свидетельствуют захоронения в скорченной позе новорожденного младенца, уже упомянутые нами при описании астрологической эры Рака.[4]

Сначала, как мы говорили, желание перерождения проецировалось на вкусных животных: именно они должны были жить вечно ради блага людей. После того как люди отождествили себя с животными предками, оно перешло на человека. И до сих пор у примитивных народов душа деда, доблестно завершившего свой жизненный путь, переселяется в его беспомощного внука, и это служит гарантией того, что достоинства предка в роду не будут утрачены. Так возникает понятие души в отличие от тела, и идея перерождения в своем роду (Рак) поддерживает веру людей в загробную жизнь (Скорпион), некогда родившуюся из обряда похорон. Так третий знак стихии воды продолжает тему рождения и смерти.

И когда люди стали искать во внешнем мире подтверждение идеи перерождения, что могло стать лучшим символом этого, чем Луна, которая на глазах человека таяла, ветшала, умирала, на три дня исчезала с небосвода — и вновь рождалась и росла, полностью восстанавливая свой блеск? Тысячи лет Луна рождала в человеческом уме мысль о тленности и одновременно бессмертии всего живого. На всех концах земного шара мифы о бессмертии связаны с Луной: так, в африканских или индейских мифах Месяц посылает животных сообщить людям весть о том, что они будут умирать и перерождаться, подобно ему. И это проецируется на более современное представление о бессмертии души: не только всеобщей души людей, но и души отдельного человека. Но, как мы уже сказали, возникло оно гораздо раньше, чем было зафиксировано в мифах.

Луна

Heinrich Aldegrever, Luna, 1533

Понятие своей души начало формироваться, когда тотем заставил отличать свою группу от других — по сути считать других людей принципиально иными созданиями. Это ограничило жизнь рамками своего рода. Единство традиций способствовало дальнейшей индивидуализации рода и семьи — которая потом, в цивилизованной культуре привела к понятию индивидуальной души человека.

Узкие рамки рода — своих предков и территории — во все времена служили стимулом к развитию самоопределения и памяти о прошлом. Мы уже говорили об этом, и мифологический архетип Луны, отражающий эпоху, когда человечество оглянулось на животных, чтобы осознать пройденный путь, возвращает нас к понятиям знака Козерога. Но как мы видели на примере Матери вод (Рыбы) и Матери-Земли (Дева) — или Неба (Водолей) и Солнца (Лев), связанных образом света, предвидения и всеохвата реальности,— противоположные знаки в системе Зодиака объединяет общая идея. Для Рака и Козерога это идея памяти: самоопределения в истории и во времени. Рак пятится назад: архетип души возвращает нас к истоку эволюции. Как реальное животное, первым выползающее из воды на сушу, рак, подобно мифическому Козерогу, олицетворяет идею развития земной жизни во времени. А идею времени с древности символизировала Луна.

С самого начала человеческой истории Луна, менявшая свои фазы, служила первым, естественным мерилом времени для людей. Этот факт доносит до нас и язык: русское слово “месяц” родственно слову “мерить” и обозначает оно как Луну, так и период времени. В мифах боги Луны — семитский Син, шумерский Нанна — заведуют счетом дней: который потом становится основой знания как такового. Неслучайно и египетский бог счёта и письма Тот первоначально был лунным богом: он сменил в этой роли божественного Зайца, скакавшего по небу, подобно Месяцу. Фиксация времени обращает людей к осмыслению и закреплению в памяти прежней истории и способствует развитию лунарных культов. 

Астрологи, как и поэты, ставят знак равенства между двумя понятиями: Луна — и душа. С разных сторон обращаясь к архетипу Луны, мы всё более убеждаемся в том, что это правомерно. Не только потому, что Луна оказывает физическое влияние на жидкости организма человека и в связи с этим на его эмоции и психосоматику: подобно тому, как она влияет на приливы и отливы или рост растений. А ещё и потому, что душа — это запись всей истории человечества, невидимая эмоциональная память времён, которая есть в каждом. Душа человека соткана из памяти архетипов. Научиться рационально фиксировать и воспроизводить эту память человечеству некогда помогло ночное светило. Именно поэтому оно сегодня управляет душой в сфере символов. 

Загадка возникновения архетипов кроется в энергии, дающей жизнь: энергии Солнца. В мифах Луна замещает Солнце на небе ночью, когда светило нисходит в подземный мир, а днём светит миру иному. Подобно этому, память освещает для нас невидимую, эфемерную, потустороннюю реальность души: она делает её сравнимой с объективностью жизни. Для человека внешний и внутренний мир почти равны друг другу по значимости — как в мифах равны светила, предстающие перед нами как брат и сестра, муж и жена. Внутренний мир не обладает видимым бытием, он есть лишь отражение внешнего, подобно тому, как Луна светит отражённым светом Солнца. Но в нём, как и в пра-образе Луны, проявлена та непрерывность существования, которой лишены видимые объекты. 

Дополняя друг друга, Солнце и Луна в мифах часто предстают как брат и сестра, муж и жена. В индоевропейской традиции постоянство Солнца сначала соотносилось с женским образом, а изменчивость Луны — с мужским: здесь молодец Месяц изменяет своей супруге — Солнцу с Утренней Зарей (или Утренней Звездой, т.е. Венерой). Но таинственность ночи и загадочная природа меняющего свой лик светила, влияющего на нашу эмоциональную природу, связали образ Луны с идеалом женственности. Женский образ Луны дополняет собою мужской разум Солнца, что отражает миф американских индейцев, согласно которому создатель в конце творения превратил самого красивого мужчину — в Солнце, а самую красивую женщину — в Луну. 

Романтический свет Луны в ночи ассоциируется с миром снов и грёз — и тем сиянием, которое рождается и снова гаснет в черной пустоте внутреннего мира человека. Мы сегодня знаем тайну фаз Луны. Но её светлый и изменчивый лик до сих пор воспринимается загадочным, подобно неуловимому женскому началу. Наша душа хранит в себе тайну вечной жизни, недоступную мужскому рациональному уму. Но на темном небе Луна одинока, и мы видим на её лице не радость, а печаль. Так и душа человека отвергает личное земное — мужское — бессмертие: ведь он будет в нем одинок.

Рождение из полной Луны маленького Месяца ассоциируется у древних не столько с самовозрождением, сколько с женским понятием материнства, обеспечивающего преемственность жизни. Луна предстает покровительницей процесса рождения детей. И роль родовспомогательницы у греческой Артемиды или индейской Луны Иш-чель показывает возникший контроль над животным процессом рождения в рамках цивилизации. Раннеземледельческие фигурки рождающей богини, или матери, обнимающей своего малыша, или богини, кормящей грудью детеныша-леопарда — древнего бога охоты — уже указывают на внимание к этому наиболее сокровенному процессу.

Полная Луна и сама предстает беременной матерью, рождающей новый тоненький Месяц и так обеспечивающей вечность перетекания времен. Изменчивость Луны соотносит её с потоком меняющейся жизни, бесконечным и неуловимым. Луна, как и человеческая душа, вечно находится в процессе рождения. Для прямоходящих людей (которые опираются на свой слишком жесткий позвоночник-Сатурн) этот процесс остаётся сложным, отчего и необходима им помощь богини, которая наглядно демонтрирует людям этот процесс миллионы лет! Роль помощников при родах нередко берут на себя и животные: здесь самый яркий образ — беременная бегемотиха Таурт, управлявшая в Египте зодиакальным периодом Рака. 

В период Рака Солнце находится дальше всего от нашей планеты, так как орбита Земли не совсем круглая. И тогда ночное светило оказывает наибольшее влияние на людей, побуждая их уходить от внешнего мира в мир души и терять себя в рождении детей. И неслучайно латинское название Рака — Cancer — возводится к древнему ностратическому kkan.a — “рождать“. 

К материнскому молоку восходит и представление о напитке бессмертия, связанное с Луной: так индийский Сома олицетворяет одновременно Месяц и напиток бессмертия. В астрологии с Луной соотносится грудь. И с молоком матери человек впитывает знание предыдущих путей развития, передающихся из поколения в поколение. Луна оберегает разумную жизнь цивилизации через эмоциональное сохранение прежних традиций — и это составляет наиболее глубокий смысл экзальтации Юпитера в Раке. Меряя фазы времени, ночное светило учит людей сознательно обращаться к прошлому, и кульминацией эры Рака становится возникновение эпоса и устных преданий, которые в полубессознательной форме материнских сказок помогали каждому новому жителю земли сориентироваться в культурном мире и осознать свою судьбу частичкой его истории. Память о прошлом стала оболочкой души и тем защитным панцирем материнского знака Рака, который надежно охранил жизнь людей от превратностей их искусственного бытия. 

Луна

Heinrich Aldegrever, Luna, 1512-1560

Планеты времени — Луна и Сатурн, циклы которых наиболее заметно влияют на психику человека,— сделали Рака вместе с Козерогом хранителями судьбы мира. Но надо понять, что эмоциональная память Луны и в самом деле возвращает нас к прошлому, настраивая отождествиться с тем, что было: с бессмертием природы и животных, не ведающих человеческих проблем. И в этом есть опасность: душа уводит человека от мира культуры и цивилизации, отчего современные религии противопоставляют душу и дух, и считают душевную жизнь более низменной, чем духовная. Под защитой семьи или во внутренних уходах человеку легко впасть в природное детство. Это подтверждает и история, задающая археологам загадку вырождения неандертальцев.

С возникновением символического самообозначения и тотемизма прекратилась свободная перегруппировка и перемешивание племен. Археологи находят останки племен, 50-60 тыс.лет назад живших рядом, но имевших различный уровень культуры: и это говорит о том, что в течение десятков тысяч лет влияние ближайших соседей друг на друга полностью отсутствовало. [5] Это ли не панцирь семьи Рака, не выпускающий родных из-под своей опеки, дабы лучшим образом закрепить своё понятие о себе? Так формировалась душа рода, и так возникало многообразие культур.  Но замкнутость в лунных рамках рода, кристаллизовавшая в человеке понятие индивидуальности, имела и свои отрицательные последствия. 

В консервативных рамках традиции переставали работать социальные факторы отбора и вновь включались биологические. И у поздних неандертальцев отмечается огрубление организма: возрастает физическая мощность, а лобные доли мозга, отвечающие за социальное поведение, начинают деградировать. А поскольку размеры общин были невелики, дополнительным фактором вырождения становятся внутриродственные связи. Согласно археологическим данным [6], эволюция техники принимает застойный характер, 15 тыс.лет проходит без какого-либо прогресса. Конечно, поздние палеантропы не утратили все признаки разумности, накопленные за более долгий срок. Но став тупиковой ветвью эволюции, они исчезли без следа: так скрывается от наших глаз душа-Луна, когда её не освещает разум-Солнце. 

На смену мощным неандертальцам неожиданно пришел гораздо более утонченный человек современного физического типа: каким образом произошел этот эволюционный скачок, покрыто мраком тысячелетий. Но логика зодиакального круга подсказывает, что без преодоления изоляции племен развития быть не могло. И новым фактором эволюции стало открытое взаимодействие между людьми самых разных типов, характерное для следующего архетипа Близнецов, знака стихии воздуха. Обмен генами и культурными навыками различных племен отбросил всё консервативное, устаревшее и непригодное для изменившихся условий жизни. Он не подтвердил выкристаллизовавшиеся в стерильных условиях заботливого рода наследственные признаки. Новый исторический этап, соответствующий третьему знаку творящей стихии воздуха, вслед за Водолеем и Весами, вновь обнаружил приверженность человека к утонченной физической конституции. 

Широкое расселение людей, особенности климата и территорий, где они жили, формировало расовые признаки человека на протяжении всей его истории. И всё же ни одна из человеческих рас не обособилась в отдельный вид. Генетические отличия людей утрачивались, не успев как следует закрепиться, благодаря активному перемешиванию народов. Даже самая древняя — монголоидная — раса, которой 100 тысяч лет и в основе которой стояли потомки архаического человека синантропа, дважды испытывала вторжение более новых людей: сначала палеантропов, а потом и кроманьонцев. Люди современного типа, смешавшись со своими предшественниками в Азии, двинулись на север, перешли через существовавший тогда перешеек между Азией и Америкой и 20 тыс.лет назад заселили американский континент. Несколько позже произошло разделение единой группировки австралоидов на европеоидов и негроидов: границу между ними образовала пустыня. Но это разделение существовало всего 10 тыс.лет, и в наши дни оно исчезает сравнительно быстро. 

Анализируя понятие расы, современный английский историк Тойнби исключает его из факторов, играющих какую-либо роль в истории человечества, и приходит к заключению:

многообразие, представленное в человеческой природе, жизни и социальных институтах,— это искусственный феномен и он лишь маскирует внутреннее единство.

Сейчас насчитывают 30 человеческих рас, но есть гипотезы, что все современные люди — уже почти родственники, и недолго ждать, пока расы сольются в одну. Помешать этому невозможно, принимая во внимание непоседливый характер даже древнейших предков человека. 

Более существенными для людей всегда были культурные различия: именно в этой сфере активно идет и сознательно поддерживается обособление, и именно эти, а не родовые, отличия формируют сегодня человеческую индивидуальность. Лунную функцию семьи всё больше перенимает культура своей страны (это соответствует тому, что Рак — место экзальтации Юпитера). Она, как мать, воспитывает его душу и создает панцирь её защитных механизмов против вторжения тех качеств личности, которые человек иметь не хочет. Поэтому хотя в гороскопе Луна символизирует мать и семью, эти образы легко расширяются до понятий родины, души народа и религиозной традиции — понятий, очень близких нашей психике и задевающих её за живое. А к генам человека и его сатурнианским кровным связям (национализму) его интимный лунный внутренний мир — и его бессмертная душа — прямого отношения не имеют. Замыкание рода — а также народа, культуры и даже религиозной традиции — в себе самих ведет к их вымиранию.


1. История первобытного общества. под ред. Бромлея Ю.В. Общие вопросы. Проблемы антропосоциогенеза. М., 1983 С.396-397

2. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981 С.129-131. Поскольку наша книга носит общедоступный характер, сноски на источники присутствуют обычно лишь в тех местах, где излагаются спорные или единственные в своём роде идеи.

3. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки. М., 1998 С.328

4. Скрюченная поза у неандертальцев описана в кн: Голан А. Миф и символ. М., 1993 С.95

5. История первобытного общества. под ред. Бромлея Ю.В. Общие вопросы. Проблемы антропосоциогенеза. М., 1983 С.407-410

6. Ефименко П.П. Первобытное общество. Киев, 1953 С.242


Если вы хотите следить за этими публикациями или оставить заявку на приобретение книги, подпишитесь на нашу рассылку и поставьте галочку в соответствующей строке.

Если не появляется форма для заявки, отключите блокировку рекламы для данного сайта или свяжитесь с нами по email astrolabium.magazine@gmail.com

Подпишитесь на нашу рассылку!

Имя и фамилия

Ваш email-адрес

публициях фрагментов из книги Семиры и В. Веташ "Мировая мифология в архетипах Зодиака"

публициях фрагментов из книги Б. Израителя "Ректификация"

"Мировая мифология в архетипах Зодиака" Семиры и В. Веташ

"Ректификация" Б. Израителя

Не беспокойтесь! Мы не спамим 🙂
Семира
Семира (литературный псевдоним) — род. 8.7.1963 14-57 GМТ, в Ленинграде, кандидат философских наук, окончила филологический факультет ЛГУ (знает английский, французский и японский языки). Писатель, переводчик, член Союза писателей Петербурга и Ленинградской области. Астро-мифолог, преподаватель авторского курса по архетипам мировой мифологии, автор астрологических стихов и песен, гид по Индии. В соавторстве с В.Веташем написала более 20 книг по астрологии.
В.Веташ
В.Веташ (творческий псевдоним) род. 7.5.1957 17:43 GМТ, в Ленинграде, художник по первой профессии. Астролог-натурфилософ, синестет (исследователь связи цвета-звука-формы и психо-образа), автор международного алфавита, астро-этнолог, автор астрологич. картин, лингво-флагов и астро-геральдики. Среди астрологов ведущий специалист по работе с астероидами, астро-искусствоведением, афетикой и именованием по гороскопу. В соавторстве с Семирой написал более 20 книг по астрологии.

You may also like

Leave a reply

Архетип тельца
Книжная лавка

Архетип Тельца