Книжная лавка

Архетип Овна

Архетип Овна

АРХЕТИП ОВНА.
Марс, планета воли.
Праобраз идеального вождя

ФРАГМЕНТ ГОТОВЯЩЕЙСЯ К ПЕЧАТИ КНИГИ СЕМИРЫ И В.ВЕТАШ «МИРОВАЯ МИФОЛОГИЯ В АРХЕТИПАХ ЗОДИАКА»
Если хотите получать регулярное оповещение о публикациях фрагментов книги или оставить заявку, подпишитесь на нашу рассылку внизу страницы.

Появление сознания было связано с активизацией отношения людей к миру. И до сих пор наш разум не склонен относиться к жизни пассивно. Даже человеческое восприятие является активным процессом: всё воспринятое человек соотносит с самим собой. И это дает ему импульс к действию. Стремление нашего “я” воздействовать на мир мы называем волей: и говорим, что человеку — свыше, “от Бога” — дана свобода воли, которая отличает его от животных. 

Но что же такое для нас Бог? Конечно, не громовержец, посылающий дождь с неба, да и нет у него сегодня пантеона, позволяющего ему быть царем богов. Это кто-то, не имеющий внешней формы и чисто внутренний, кто-то близко и непосредственно связанный с нашим “я”. Современный человек не склонен верить в Бога, если его собственная жизненная позиция эту веру не подтверждает. А подтверждают её прежде всего нравственные законы и совесть — свое отношение к себе. Это опять же личные законы и та сфера, к которой никто, кроме нас самих, отношения не имеет: мы признаем свободу совести, наряду со свободой воли. Современный мир свято охраняет наше “я”— словно оно и вправду божественной природы! Конечно, божественной: архетипической. И его описывает архетип, позднее всего оформившийся в мифологическом сознании: а потому наименее укоренившийся — нестойкий. Человек порой боится потерять себя — своё “я”.

Наше “я” столь важно для нас потому, что является самым новым и потому самым прогрессивным фактором эволюции: это становится заметно, когда личность начинает играть определяющую роль в истории. Одно “я” правит сотнями тысяч людей. Как так вышло? В астрологии волю “я” символизирует планета Марс, название которой родственно латинскому mares — “мужчина”. И это соответствует тому, что в эволюции мужчина играет ведущую роль (а женщина — консервативную: хранящую). Овен является самым мужским знаком: и наше “я” обозначает идеально-мужское начало, которое согласно самому своему определению, является ведущим эволюционным фактором во все времена.

Мы начали с того, что определили его как внутреннюю активность, превосходящую внешние обстоятельства. Именно такое возбуждение жизни олицетворяют боги весеннего возрождения, каким некогда был римский Марс. И неслучайно они соответствуют месяцу пробуждения природы и самого яркого Солнца: так в честь Марса назван месяц март — начало знака Овна. Но активность есть и у животных. Марсианская активность в животном мире проявляется как борьба за выживание и сексуальное соперничество в весенний период. Диким зверям покровительствуют и боги этого архетипа: индийский Рудра или славянский Руевит, имена которых родственны слову “рев“. Криком животные соразмеряют свои силы перед началом битвы, как некогда поступали и люди: и слово “война” происходит от слова “вой“. 

Стремление к борьбе есть и у человека. Но борьба в мире людей перестала быть главным фактором эволюции миллион лет назад: как мы говорили, сначала её перекрыл социальный инстинкт, потом запретили табу, затем в действие включился трудовой отбор, сформировавший современное сознание, и в наших условиях бесспорно лучше приспособлены к жизни умные, а не сильные люди. Почему же она вновь выходит на передний план в эру Овна, и к XX-му веку не затихает, но усиливается? Почему в лоне цивилизации берет верх благоприобретенный инстинкт хищников, который некогда тысячелетиями мог молчать, а сегодня в мире ни дня не проходит без войны? 

Рациональный ответ здесь может быть только один: внутренняя активность человека недостаточна, чтобы решить те проблемы, которые он перед собой ставит. Борьба, столь любимая современными людьми — смотрят ли они триллеры или увлекаются восточными единоборствами,— развивает её. Создав искусственную цивилизацию, человек оказался вынужден впустить в неё свежие силы природной стихии, дающие толчок движению вперед. И то, что эти силы оказались разрушительны для того способа существования, к которому стремилось разумное человечество, говорит лишь о том, что люди отвыкли ими владеть и должны вновь научиться этому: на новом, по-человечески гуманном, уровне.

Проблемы, которые стремится решить человечество, по-прежнему касаются выживания, только мы их теперь формулируем, как вопросы здоровья, долголетия, бессмертия или прыжка в невидимую реальность параллельных миров. И смену форм марсианской борьбы за выживание можно представить следующей схемой (где метод борьбы описывает переменный знак, её видимые итоги — стабильный знак, а невидимую цель — кардинальный знак):

Рыбы, Водолей, Козерог — биологическая эволюция (выживают наиболее совершенные организмы): определение телесной организации людей, связанной с их способом жизни (пользование инструментами, забота о завтрашнем дне);

Стрелец, Скорпион, Весы — социальная эволюция (грегарный отбор: выживают праобщины с наиболее коллективной ориентацией): определение законов, по которым будет жить человеческое общество;

Дева, Лев, Рак — эволюция разума (трудовой отбор: выживают народы с лучшим инструментарием): развитие индивидуальности (души);

Близнецы, Телец, Овен — эволюция культуры (выживают наиболее передовые цивилизации) — развитие внутренней активности каждого: воли “я”.

Что же такое “я”? Человек некогда отождествлял себя с природой (Водолей), потом с племенем (Козерог) и социумом (Стрелец). Поэтому мы можем представить себя атомом Вселенной, человеком определенной национальности и гражданином своей страны. Но сегодня для определения нашего “я” этого недостаточно. Младенец не разделяет себя с матерью (Рыбы), а взрослый может с головой уйти в свои страсти (Скорпион), работу (Дева), или полностью отождествиться с другим человеком (Весы). Наши инстинкты, дела и взаимодействие с окружающими бесспорно показывают нам, кто мы такие, однако этот наш образ нередко оказывается временным и ошибочным. Также самоанализ, взгляд внутрь себя (пользуясь зарубежным термином — инсайт: Рак) обычно раскрывает лишь правду о том, какими мы были в прошлом, но не какими является сейчас для других людей, или какие качества мы проявим вдруг в непредвиденных обстоятельствах. 

Рациональный взгляд на себя со стороны (Близнецы), на основе критериев некоего знания, ближе подводит нас к истине, но может ввести и в самые серьёзные заблуждения. Часто истинное “я” человека раскрывает любовь (Телец), но когда она проходит, всё пережитое в необычном эмоциональном состоянии кажется иллюзией. И мы сталкиваемся с тем, что ни чувства, ни разум сами по себе не затрагивают внутренней сути людей. Нам остается определить наше “я” только как безудержно рвущуюся вперед, действующую сквозь нас непознанную стихию: в астрологии — стихию огня, которая может всё изменить, полностью разрушить наш прежний образ себя и создать новые условия существования — недаром человеку нередко присуще желание “начать жизнь сначала”. Овен — самая слабая позиция планеты судьбы Сатурна, и наше современное “я”, ещё не слишком уверенно провозглашая, что люди и вправду могут изменить свою жизнь, стремится обезопасить себя от астрологической идеи предопределения, которую большинство, не верящее в себя, склонно воспринимать религиозно-фаталистически, а не как один из законов природы. Астрологически принцип свободы воли можно выразить так: судьба предопределена, а жизнь — нет.

Символическое самообозначение, которое описывает архетип Солнца, через развитие психики (Луна), интеллекта (Меркурий) и чувств (Венера) вело людей к развитию их индивидуальности. Раскрытие их природных талантов, казалось, устремляло их к созданию образа совершенного человека (сверхчеловека, “супермена”),— но привело лишь к неуловимой стихии собственного “я”! Владея этой стихией, побуждающей его активно и постоянно изменять жизнь вокруг себя, человек становится личностью: развившейся индивидуальностью, и это соответствует тому, что Солнце экзальтируется в Овне. “Я” возвращает человека к той целостности, к которой непосредственно были причастны древние люди, не отделявшие внешнюю реальность от внутренней.

На арену истории личности впервые выходят как фараоны и императоры цивилизованных государств. Самой известной личностью, утвердившей своё равенство богу и власть над его служителями-жрецами, в середине II тысячелетия до н.э. стал фараон Эхнатон, сделавший попытку отвергнуть прежних богов и учредить культ единого нового бога, сыном которого он себя называл. Но уже задолго до этого, в III-м тысячелетии египтяне величали своего фараона Хуфу (Хеопса) “царем славнее богов”. В конце III-го тысячелетия обожествления добился “царь Шумера и Аккада” Шульги, предшественник которого, Нарам-Суэна уже носил громкий титул “царь всех царей” и “могущественный бог Аккада”. На гране II и I тысячелетия в Китае правитель-ван был провозглашен сыном Неба и его единственным земным воплощением, наделенным магической силой и добродетелью дэ. Западную традицию обожествления царей продолжали персидские завоеватели, короновавшиеся в Египте: Камбиз получил сан “сына Бога”, а Дарий I — титул “сына Нейт”. Александр Македонский тоже не избежал того, чтобы удостоиться у египетских жрецов титула “сына Амона”. “Сыном бога” стал именоваться в Риме Юлий Цезарь, а за ним — император Август.

К тем временам восходят традиции коронации, дожившие до наших дней: и в них заложен изначальный смысл утверждения силы личности, которая ставит себя выше всякого закона. Признание божественности личности есть утверждение её самостоятельности. И можно сказать, эра Овна наступила тогда, когда египтяне признали богом первого фараона, а потом — и всех остальных людей стали считать равными Осирису. Правда, лишь после смерти: в земной телесной жизни они явно не обладали необходимой для этого силой. И даже император сначала мог стать исторической личностью лишь при поддержке своих придворных. Всемогущество его обуславливала не его личная энергия, а энергия всего народа.

Но со временем человеческое “я” стало более активным: оно начало действовать без поддержки традиции — и это отразили мифологические образы героев и военных богов. А также фигуры Заратуштры и Будды, Лао-Цзы и Конфуция, явившие в I-м тысячелетии до н.э. чудеса невесть откуда взявшейся в людях силы и разума. Конечно, лидерство в какой-либо области можно утверждать по-разному, и первый император объединенного Китая — Цинь Шихуан — желая, чтобы история начиналась с него, повелел уничтожить все исторические записи, сделанные при его предшественниках: включая работы Конфуция, которые были сохранены лишь потому, что кто-то замуровал их в стенах домов. 

Эпоха доказательства своего “я” стала периодом непрерывных войн: таково было самое заметное проявление повысившейся активности людей. Мирное соперничество культур сменилось их открытой борьбой, безжалостно стиравшей с лица земли целые города с их неповторимыми особенностями жизни. Один из первых зарегистрированных примеров этого — исчезновение халафской культуры, существовавшей в Междуречьи в VI-V тысячелетии: археологи находят следы разрушенных зданий и массовой гибели жителей. Вероятно, она погибла под ударами пришельцев с юга в 4400-4300 году, в то время, когда на этой территории широко распространились орудия и вооружение из меди. Её место заняла убедийская культура, приведшая к созданию шумерской цивилизации: налицо прогресс, но какой ценой? 

Вся история последующих государств — это история войн, в результате которых одна культура сменяла другую, ассимилируя прежние достижения и распространяя свои по новым территориям. Ту же роль выполняла и торговля, но военные походы, конечно же, более радикально изменяли лицо земли. Чего стоят завоевания одного лишь Александра Македонского, после которых эллинистическая культура охватила Египет, Персию, до этого подчинившую себе Вавилон, и дошла до Средней Азии! Диктуя миру новый язык, новую письменность и новые идеи, она привела к забвению древнейших месопотамской и египетской культур, которые навсегда перестали быть факторами прогресса. 

Этот поразительный процесс борьбы культур и сегодня вершит развитием, и порой не менее кровопролитно. Чтобы как-то объяснить это, укажем, что сейчас, как и прежде, взгляд на мир прежнего поколения нередко уходит только вместе с ним самим,— как и способ жизни народа исчезает лишь вместе с народом. Это и должно быть так, в том смысле, что и человек, и народ — естественные хранители своей культуры. И всё же чем менее косной будет личность перед лицом перемен, и чем более активным народ, тем больше у них шансов выжить без войны. Быть может, человечество, столь беспощадно предающее забвению свои прошлые достижения и столь яростно приветствующее всё новое, таким образом развивает в себе разные грани видения мира — возможности разных способов существования, чтобы некогда они совместились в некую иную целостность? 

Сначала сражались между собой цари городов-государств, потом — созданные ими империи, утверждая прогрессивность своих культур. Так почти весь период своего двухтысячелетнего расцвета Египет держал в своем подчинении Эфиопию и Сирию и претендовал на власть над другими странами. Также вели себя Ассирия, Вавилония и Элам. И лишь только государство слабело, оно тут же становилось добычей соседа. 

Воинственность эры Овна усилило использование железа, которое в Малой Азии плавили уже в 16 веке до н.э.. Оно тогда ценилось в 8 раз выше золота и в 40 раз выше серебра, а вывоз его за пределы страны был запрещен. Однако к концу II тысячелетия железо распространилось в Междуречье (Ассирии и Вавилоне) и в Иране. В Египте им начали пользоваться в 7 веке, а в Китае — в 4 веке. В астрологии железо неслучайно соотносится с воинственной планетой Марс: железное оружие давало преимущество в бою. 

Железо можно соонести и с марсианским качеством самостоятельности — физическая уникальность атомов железа в том, что при термоядерных реакциях внутри звёзд они не сплавляются в более тяжёлые элементы. Железо остаётся железом, составляя ядро звезды — и на нём таблица Менделеева бы кончалась, если бы не было вспышек сверхновых звезд, взрыв которых образует элементы тяжелее железа.

Мы не будем останавливаться на войнах эры Овна: одно их перечисление заняло бы целую книгу. И согласно философу Питириму Сорокину, за последние две тысячи лет человечество пережило 967 войн и 1629 внутренних смут. Скажем лишь, что войны настолько прочно вошли в быт людей, что понятие об идеальных качествах человека в мифологическом сознании — и в нашем современном подсознании — связано с активным образом воина. Идеалом эры Овна становится воин, сливающийся с аристократом и стоящий выше труженика: так в Индии воины-кшатрии были пожизненно выше работников-вайшьев (хотя и те, и другие считались людьми в высшем смысле слова: “дваждырожденными”). Воителям посвящается эпос всех народов, в котором лишь иногда мимоходом всплывают фигуры мастеров-умельцев. И войны демонстрируют ещё одну черту эпохи Овна — борьбу за идею. Идея ставится выше жизни (своей и уж, конечно, чужой). Так, гражданин Афин Тиртей утверждал: “Сладко ведь жизнь потерять средь воинов доблестных павши, храброму мужу в бою ради отчизны своей”. Это характерное мировоззрение времен расцвета Афин подтверждает мифология всех культурных народов и даже дикарей, где смерть в бою считается высшей доблестью. 

Проявление личной активности каждого и идейную борьбу ещё ярче, чем войны, отразили восстания — чаще рабов или бедноты. Некогда земледельцы были общинниками, и регулярно происходили переделы земли, дающие каждому человеку равные права. В индивидуалистическую эпоху Овна община распадается, земля становится собственностью и объектом купли-продажи. В Ассирии передел земли завершается к 15 веку до н.э., в Эламе — к концу II тысячелетия, в Китае — к началу нашей эры, и это ведет к расслоению общества и долговому рабству. Рабов поставляет и война, формирующая также аристократию, которую правитель нередко наделяет землями за её боевые заслуги. В Индии категория рабов (даса) появляется в 11-10 веке до н.э., и кастовое расслоение становится основой производства. В Афинах вся экономика держалась на рабах. В Спарте обрабатывать землю имели право лишь государственные рабы-илоты: полноправным гражданам трудиться запрещалось — они должны были быть воинами. 

Первоначальное осознание себя — это исключение чужого, и поначалу утверждение своего “я” в эпоху воинственного Марса позволяет не признавать равным себе человека другой страны или другого социального положения (здесь можно вспомнить, что о принципе равенства: уравнивания в правах — мы говорили в связи с противоположным знаком Весов). Так, китайцы называли варварами все окрестные народы, хотя бы те имели не меньшую численность и не менее развитую культуру,— и только высокая философская мысль даосизма стала в этом сомневаться. В эллинистической цивилизации эллинами не считались представители слоя лаой: городских ремесленников и сельской бедноты. Образованный патриций-римлянин полагал, что плебей не может быть нравственным в силу своей природы (не говоря о уже рабах), и лишь стоик Сенека доказывал, что рабы такие же люди. Подобные воззрения имели место у всех народов. Ближе к нашему времени ярким примером утверждения своего неразвитого “я” была встреча европейской цивилизации с культурой Америки. Она началась с истребления индейцев, и лишь миссионеры безуспешно пытались защитить местное население. Но в стремлении обратить его в христианство они порой и сами способствовали уничтожению индейской культуры.

Примеры восстаний — активного выступления “я” против несвободы в любых её формах (экономического гнета, неравенства прав или чужеземных завоевателей) — можно найти во всем мире. Древнейшие примеры — восстание земледельцев Аккада при царе Саргоне в 2270 г.до н.э. из-за голода; или в 1750 г.до н.э. мятеж египетской бедноты и рабов, утомленных возведением пирамид. Более новые — борьба плебеев в Риме за свои права в 494 г. до н.э.; восстание в Вавилонии против персидского господства в 482 г.до н.э.; многочисленные выступления народа по всей империи Александра Македонского после его смерти в 323 г.до н.э.; в 202 г.до н.э. восстание Лю Бана в Китае после смерти императора Шихуанди, измучившего страну военными походами и строительством Великой китайской стены и ирригационной системы; 148 г.до н.э. восстание Македонии против Рима; волны восстаний китайских рабов в 1 веке до н.э. и самое известное восстание Спартака в Риме в 75 г.до н.э. Есть гипотеза, что упадок и запустение городов-государств майя в 8-10 веках тоже были результатами восстаний.

Ответом разума на разрушительные выступления или мятежи в эру Овна служат законы, утверждающие новый статус личности, ограничивая произвол власти одного человека над другим (что можно рассматривать как интеграцию этого знака с противоположным знаком законодателей-Весов, определяющих табу для всех без учета роли каждого). Вавилонский царь Хамурапи (18 век до н.э.) издает кодекс законов, в предисловии к которому говорится: “Боги дали Хамурапи царскую власть, чтобы он защищал слабых от притеснения сильных”. И законы действительно исполняли эту роль: например, ограничивая долговое рабство тремя годами работы на кредитора или признавая детей от брака рабыни и свободного человека свободными людьми. В Греции после реформ Солона в 6 веке до н.э. утверждается демократический строй, откуда к нам идет само слово “демократия“. В Риме в 5 веке до н.э. принимаются “Законы XII таблиц”, где гарантируется, например, неприкосновенность народных трибунов (аналогичных нашим депутатам): эти законы становятся основой римского права и современной юриспруденции. В Китае в 4 в. до н.э. Шан Ян вводит отмену наследственных титулов и единое судопроизводство, и на его законах потом основывается объединение земель Китая в великую империю Цинь. Так правосудие не отдается более лишь на милость богов, а становится правом и прерогативой человека. 

Как синтез образа космической гармонии Весов и самосознания “я” Овна, возникает новое понятие закона: закона своего “я”— честности, совести, нравственности. Высшее достижение эры Овна — распространение нравственных идеалов. Мы находим их уже в египетском “Поучении гераклеопольского царя”, написанном в конце III-го тысячелетия до н.э. Он призывает сына заботиться обо всех подданных, ибо все люди — “стадо бога“: все они — “его подобия, вышедшие из его плоти“. В 14 веке до н.э. создается 125-я глава “Книги мертвых”, где загробный суд приобретает нравственный оттенок. Неслучайно секты ессеев и коптов, с идеями которых связывают возникновение христианства, находились в Египте. Наличие нравственной оценки поступков проступает и в кодексе вавилонского царя Хамурапи, который предполагает различное наказание за умышленное и неумышленное убийство. На основе законов Хамурапи впоследствии сформировались нравственные заповеди Библии. 

Нравственность даже становится обожествленным абстрактным понятием: так для древних иранцев честность предстала в образе бога Арштата. В Индии осознание личной ответственности за свои поступки отразило понятие кармы. Как тень, она преследует человека, и следы деяний отыскивают его, “как теленок находит свою мать среди стада”. Что может красноречивее свидетельствовать о выделении личности из общества и её индивидуальном пути? А он предполагает её свободу от предопределения предков, возможность её различного поведения в отношении общественного блага — и нравственную оценку этого.

Кульминацией формирования нравственных понятий стали религии нового типа: зороастризм и буддизм (6 век до н.э.), даосизм и конфуцианство (6-5 век до н.э.). К ним можно добавить идею Сократа о личном “гении” (5 век до н.э.), определяющем его поступки, который мы бы назвали совестью. Не странно ли, что все эти учения появились в разных культурах с интервалом в один век? Согласно Э.Хоуэлл, великие учителя древности жили во времена очень редкого соединения Урана, Нептуна и Плутона: может, мощное влияние этих стихийных планет дало силу их личности и их идеям? 

Говоря об уникальности середины I-го тысячелетия, можно добавить, что это время — классический период культуры централизованного Китайского государства (Чжань-го) и расцвет державы Ахменидов в Персии, простиравшейся от реки Инд до Эгейского моря и от Армении до Нила. И это также время расцвета Афин, когда достигает наивысшего подъема культура греков — по канонам которой до сих пор живет весь западный мир. Наше бытовое представление о прошлом — это искусство и мифология тех времен. С того периода мы храним демократию и политику, Олимпийские игры и театр, материалистические представления о солнечной системе, взгляд на математику как царицу наук, и наше современное уважение к науке и философии. И не похоже, чтобы мы торопились отказаться от всего этого: может, потому, что следующего соединения трех медленных планет ждать ещё две тысячи лет?

Эра Овна принесла с собой новый взгляд на мир. Его отражает расцвет светского искусства и свободомыслия, сомнения в прежней мифологии и власти богов — и разработка философских идей, которые граничат с атеизмом. Первые примеры этого мы находим опять же в Египте: записанная в 22 веке до н.э. “Песнь арфиста” отрицает радости загробной жизни, “ибо никто из умерших не вернулся, чтобы успокоить живых” и даже места упокоения великих фараонов исчезают с лица земли. Здесь уже налицо рациональные критерии оценки, свойственные реалистическому мировосприятию знака Овна. А время Нового царства (15-11 вв. до н.э.) — время подъема светского искусства, от которого до нас дошли бытовые, небожественные образы царей. Да и какого уважения к прежним традициям ожидать от этого периода, если во время правления Эхнатона (14 век до н.э.) само слово “бог” было выведено из культуры и изменено на понятие “властитель”— и даже иероглиф, обозначающий бога, заменен на знак “фараон”? 

Древний Шумер более мягко отнесся к своим богам: разработав астрологию и отождествив богов с планетами, он предложил первое научное обоснование веры. И если искать основы современного научного взгляда на мир, их можно найти в энциклопедизме и тяге к классификации, присущей вавилоно-ассирийской цивилизации: где возникли первые библиотеки с глиняными табличками. В библиотеке Ашшурбанапала, правление которого соответствовало расцвету Ассирии (8 век до н.э.), находят первые древние словари, сборники пословиц, списки символов, названий гор и стран, минералов и растений, профессий и должностей. Недаром и сегодня вавилонская наука астрология может помочь нам в классификации! Вслед за этим греческая мысль стремится уже не только рационально описать, но и объяснить окружающий мир. Для этого она использует планетную модель мира и математические расчеты, воспринятые у Вавилона. 

И греческая философия, в 6 веке до н.э. начинающая с опоры на мифологические образы стихий (Фалес), в классический период освобождается от влияния на разум образов богов, возносясь до фразы Протагора: “Человек есть мера всех вещей”. А век спустя доходит до учения скептиков и циников, от которых недалеко ушел современный атеизм. Для философа Эвгемера (4-3 век до н.э.), как и для исторической науки, боги — это обожествленные реальные личности: древние устроители жизни людей.

В Китае в середине I тысячелетия до н.э. появляется трактат “Вопросы Небу”, где с позиции реализма критикуется мифология: и значит, мышление уже перестроилось настолько, что и вовсе отказывается понимать суть мифов, столь доступную для древнего мира! Даосизм отвергает культ предков и жертвоприношение богам (ещё одна иллюстрация падения Сатурна в Овне), и в 5-4 веках до н.э. прокладывает путь материалистическим учениям. Подобный процесс происходит и в Индии: после того, как в индуизме возникает идея кармы как личной ответственности человека за совершенное, рождается буддизм, который открывает дорогу философским школам локаяты, выступающей против религии, санкхьи, во главу угла ставящей знание, или вайшешики, доходящей до идей атомистического материализма. 

В Китае рубеж нашей эры называют эпохой “соперничества ста школ”: философских и религиозно-нравственных учений и направлений, во все стороны развивших мысль, которую уже можно назвать научной. Эта эпоха кончилась, когда во 2 веке н.э. конфуцианство стало официальной религией. Началась эра Рыб — эра веры, отвергающая рациональные поиски. Западный мир о своей вере спорил чуть дольше: но в 4-м веке главные вопросы христианства были решены, и мировоззренческие поиски в эру Рыб стали уделом отверженных. Христос, явившийся воплощением грани двух эр, уже делает шаг от овенской простоты и демократизма в сторону мистической эры Рыб. И мистика в начале нашей эры начинает быть присуща не только Европе, но и Китаю. 

А знания, открытые эрой Овна, вновь подымает на знамя эра Водолея. Астрономически она началась в 1988 году, когда Солнце в точке весеннего равноденствия оказалось в этом созвездии. Первый всплеск сильного астрологического влияния Водолея явил себя в 1997 году, когда в этом знаке соединились Уран и Юпитер, давая толчок свободомыслию и рождению новых идей. Иногда началом эры Водолея считается именно этот год. Но влияние её ощущалось за несколько веков до этого, когда западная мысль вновь сделала науку основным методом познания (подобно тому, как новые религии, возникшие в эру Овна, были провозвестниками эры Рыб). Методы науки нового времени провозгласил Водолей Бэкон, а подхватил Овен Декарт, сделавший опорой понятие “я” (“Мыслю, значит существую“). Эра Водолея призвана сделать ясным наш взгляд на мир, явив синтез науки и религии. Но для этого надо понять, на что опиралось новое мировоззрение эры Овна, с которым нам жить ещё долгие века. Напомним в таблице характерные черты этой эпохи, которые сегодня в нашем подсознании связаны с качествами планеты Марс.

Таблица 4. Главные черты завершающего этапа развития мифологии, подтверждающие синхронизм развития цивилизаций

страны Двуречье Египет Иран Индия Китай Греция Рим
предель-

ная

центра-

лизация

3-2 тыс. до н.э.-

идея 

мирового

царства: 

Аккада, 

Ашшура 

Вавилона

3 тыс.

до н.э.-

единство

страны,

17 в. обо-

жествление

фараона

6 в.до н.э.

– держава

Ахмени-

дов

4 в.до н.э.

империя

маурьев

2 тыс.до н.э. ван Чжан-го

“сын Неба”, 4 в. империя Цинь Ши-хуан ди

3 в.до н.э.

держава

Алекса-

дра Маке-

донского

1 в.

до н.э.

империя

Цезаря

и

Августа

индиви-

дуализм,

рассло-

ение

15 в.до н.

э. земля –

предмет

купли-

продажи

23 в. до н.э.

гос. рабы

“хемуу”,

рабы “баку”

2 тыс.

до н.э.

распа-

дение

общины,

рабство

11-10 в.

до н.э.

рабы

“дасу”,

касты

I тыс.до н.э.

конец

передела

земли,

рабство

рабы и

илоты;

эллины 

и лаой

патриции

и плебеи

примеры

войн и 

восстаний

войны

Аккада,

Ашшура Вавилона

2270 г.

мятеж

крестьян

в Аккаде

2780 г.

восстание

Нижнего

Египта,

войны

Тутмоса III

и Аменхо-

тепа II

войны 

Элама,

Мидии,

Персии,

482 г.

восстание

в Вавило-

нии

4 в.

до н.э.-война со

Средней

Азией

2 в.до н.э.-

войны во

Вьетнаме,

184 г. до н.э.- мятеж

“жёлтых

повязок”

4 в.

до н.э.-

захват

Персии,

Египта;

мятежи в

подчи-

нённых

областях

2 в.

до н.э.-

Пуничес-

кие войны; с 5 в.

до н.э.-

борьба

плебеев

за права

законы и

демокра-

тические

установ-

ления 

18 в.

до н.э.-

кодекс

Хамурапи

14 в.

до н.э.-

указы

Хоремхеба

6 в.

до н.э.-

реформы

Дария I

6 в.

до н.э.-

равенст-во в буд

дийской

общине

4 в.до н.э.-

реформы

Шан Яна

6 в.

до н.э.-

реформы

Солона,

демокра-тия

5 в.

до н.э.-

“Законы

XII-ти

таблиц”

Смена

прежних

взглядов

3 тыс.до

н.э. астрология

как первая наука

первые

класси-фикации

22 в. до н.э.

сомнения в

религии,

бог=фараон

светское

искусство

6 в.до н.э.

воздвиже-

ние 

храмов чужим 

богам, светская почта

идея

кармы –

личной

ответст-венности

души

5 в.

до н.э.-

“Вопросы

Небу”,

атеизм,

матери-

ализм

6-4 в.

до н.э.-

филосо-

фия,

скептики и киники,

театр, спорт

1 в.

до н.э.-

стоики и

эпику-рейцы,

жанр

мемуара

нравст-

венные

идеалы,

“я”

5 в.

до н.э.-

первые

гороскопы

суд “Книги

мёртвых”,

единобожие

Амона

6 в.

до н.э.-

зороаст-

ризм

5 в.

до н.э.-

буддизм

5-4 в.

до н.э.-

даосизм,

конфуци-

анство

5 в.

до н.э.-

Сократ

1 в.

до н.э.-

Христос

Изучая сегодня историю, мы по сути изучаем архетип Овна: судьбу личностей и государств, которыми они правят, на основе архетипического принципа противопоставления добра и зла (видоизменяющихся критериев нравственности). Но этот сложившийся сегодня подход применим именно к эпохе Овна. И конечно марсианскую устремленность к борьбе за свое “я” и общественные идеалы ярче всего проявляют представители знака Овна. Из подобной таблицы видно, в частности, почему цивилизации Египта и Вавилона остались за бортом современной истории. Ни египетское единобожие, ни вавилонская наука не перешагивают грань прежнего взгляда на мир: потому что они ещё не содержат опоры на собственное “я” человека. В то же время новые религии или греческая философия, как и наука, опираются на субъективный подход, который служит основой нравственных идеалов. 

Интересно, что параллельно с образованием новых религий в 5 веке до н.э. в Вавилоне стали строить личные гороскопы по той модели, которой и сегодня пользуются астрологи. Но это непревзойденное пока достижение в описании нашего “я” не несет в себе откровенной нравственной идеи — а может, человечество её пока не оценило? Планеты как части нашей души составляют внутренний мир человека, именно поэтому их “влияние” никак не унижает достоинства “я”. К тому же, современный человек, в отличие от гордых фараонов, не отрицает власти над ним природы: и власть одного лишь Космоса дает большую свободу его личности, чем подчинение нормам общества. 

С другой стороны, в субъективизме философии греков и новых религий — их недостаток: и эра Водолея, начавшаяся с безликой науки нового времени, призвана вернуть нас к объективному взгляду на мир. Зачатки научного мировоззрения у египтян исследователи связывали с исключением (даже вымарыванием) 1-го лица из врачебных, религиозных и других текстов, и заменой его на 2-е или безличную форму. Сегодня синтезом личного и безличного служит авторское “мы” в научных или просветительских работах.

*      *     *

Сделав этот экскурс в историю развития марсианского понятия нашего “я”, перейдем теперь к мифологическим образам, связанным с этим понятием.

Военные походы железного века изменили культуру: произошел отход от прежнего использования символов и их забвение. В это время возвысились новые мужские божества, и археологические раскопки обнаруживают остатки множества уничтоженных статуэток, изображающих женщину, конца III-го — начала II-го тысячелетия. В Эламе в середине II тысячелетия мужское верховное божество Хумбан, которому сопутствует культ змея, но также и культ восходящего Солнца, вытесняет прежних богинь-демиургов. В Вавилоне богини также теряют свой престиж, становясь лишь безличными супругами своих божественных мужей. Царицей остается лишь богиня любви, звезда Иштар. В это время уменьшается роль общины и закрепляются функции семьи, где главой становится мужчина. Современная идея о том, что на смену матриархату пришёл патриархат, нередко соотносится именно с этим этапом. 

Это неверно в том смысле, что архетип Венеры в своём кульминационном проявлении связан не с матриархально-родовым строем, но с культурным обществом. И его старые патриархальные установления как раз и призван свергнуть архетип воина-Марса, чтобы установить новый закон, где высшая правда остаётся не за обществом, а за личностью и её внутренней силой. Но эмоциональная идея противопоставления женского и мужского начал  подтверждается в образе матриархата и патриархата: как уже говорилось, архетип Венеры обнаруживает суть женского начала, сохраняющего жизнь, а Марса — суть мужского, изменяющего её начала. И поскольку уже предыдущий архетип Близнецов смыкает космическое и сущностное с обычным и земным, Венера представляет собой идеальный образ женщины, а Марс — идеальный образ мужчины и человека в целом.

Бог, в котором наиболее подчёркнуто мужское начало,— это непобедимый в битвах военный предводитель богов. Пока он юн, он помогает царю богов в борьбе: как индийский Сканда, рождённый от двух мужей — яростного бога зверей Рудры и огня Агни — чтобы возглавить небесное воинство и убить асура, демоническая сила которого угрожает громовержцу Индре. Но в отличие от божественного Кузнеца, сила бога битв слишком активна, чтоб он мог оставаться в роли помощника. И когда он становится мужественней царя богов, он свергает его с трона, как германский предводитель военной дружины Один сместил громовержца Тора.

Личная сила бога войны: яростного и необузданного, и часто вдохновенного, как Один,— проявляет во всю мощь безудержную стихию, скрытую в природе человека,— в чём и причина его побед. Это сближает бога войны с образом пастуха, который был вынужден подолгу жить вне общества, во власти природных стихий и защищать свое стадо в минуту опасности, овладевая стихийной мудростью природы. Образ пастыря, лично ответственного за стадо и превосходящего других людей недоступным им опытом, с давних пор стал символизировать вождя. Так, сначала пастухом и богом дикого леса был римский Марс, который потом стал военным покровителем Рима. Посвященные ему мальчики выселялись за ограду города, что делало их более близкими природе, и, конечно, более сильными и смелыми людьми. В честь Марса они именовались маммертинцами. 

Природа проверяет истинность достижений человеческого разума. И возвращаясь в общество, пастух и воин способны привнести туда свежую струю отношения к миру, лишённого шелухи тех общественных традиций, которые перестали отражать суть жизненных явлений, остались только формальным договором между людьми и не прошли проверку в экстремальных условиях. Поэтому архетип Марса несет идею выхода человечества на новый путь, за пределы прежних социальных традиций. В этом образе впервые становится востребованным тот фактор силы, который миллионы лет отклонялся эволюцией человеческого общества. 

Более физически мощные человекообразные остались животными, индивидуалистически настроенные пралюди вымерли. И потом, когда сила давала о себе знать, она всегда вела к эволюционному тупику. Но вот, на грани нашей эры личное могущество смогло быть интегрировано человечеством, выступив как обновляющий фактор развития! Фактор, старый, как жизнь, если смотреть с позиции природы, но очень новый для человека! Сильная и индивидуалистически настроенная личность наконец смогла не только остаться в лоне общества, но и что-то дать миру людей!

Родственность образов воина и пастуха напоминают нам связанные с распространением железного оружия и красочно описанные в Библии тысячелетние войны семитских скотоводческих племён — или активное вторжение в Европу, Переднюю Азию и Индию индоевропейских народов. Здесь можно говорить о победе марсианского принципа активности и простоты, которым обладали семитские пастухи или индоевропейцы. Первые предложили самую простую модель осмысления мира, которой мы сейчас пользуемся — образ Бога, связанного лишь с нашим “я” и пробуждающего внутреннюю активность. Вторые — нехитрую модель существования, по которой мы до сих пор живем, сетуя на её примитивность, связанную с забвением прошлого, и слишком напряженный жизненный ритм.

Роль пастуха и связь бога войны со смертью сближает образы мифологем Марса и Плутона, которые в мифах поначалу не различались. Так и в астрологии до открытия планеты Плутон Марс считался покровителем и Овна, и Скорпиона. Эти архетипы и в самом деле похожи. Плутон является разрушителем природы, очищающим и преобразующем её, Марс исполняет ту же роль по отношению к человеческому обществу. Это изначально одна и та же функция, но она дифференцируется с возникновением культуры. Цивилизация нередко хранит то, что по природе слабо и с позиции естества должно было бы быть разрушено — и разрушает то, что несёт в себе позитив силы, но уже не соответствует уровню развития человеческих чувств.

Пока архетипы Марса и Плутона не были разделены, военный бог занимался не только охраной своих стад, но и добычей чужого богатства и был разрушителем жизни. Но у непобедимых воителей нового типа акцент уверено смещается в сторону не смерти, но возрождения. Ставя перед собой лишь возвышенные, а потому вечные цели и ведя лишь справедливые войны, они, подобно громовержцу, сражаются со злом и пробуждают к жизни природное плодородие. Они нередко владеют магией, но эта хтоническая, плутонианская черта, которую мы находим, например, у греческой воительницы Афины, не служит более разрушению, а отражает глубокое понимание природы и умение управлять ее стихийным естеством: используя его в медицинских целях. 

Идеальный вождь полагается на стихию, но владеет оружием цивилизации — разумом (и это соответствует тому, что в астрологии знаку Овна символизирует голова). Такое сочетание обозначает целостность воли человека, к потере которой приводит частичный интеллект Близнецов. И возврат к природе не только даёт воителю нового типа силу, но и обозначает его нравственность. Такими вождями предстают перед нами иранский праведный пастух Виштаспа или воин Гайявата, объединитель индейских племён. И именно человеческие идеалы способствуют формированию культа вождя: рецедивы которого столь откровенны в современной жизни, что даже не нужно вспоминать о примитивных племенах, где этот культ представлен в своем естественном виде. 

Под знаменем военного бога, который являет собой общечеловеческий идеал, становится возможным объединение разрозненных земель, прежде поклонявшихся различным божествам. Именно Марс объединил римские земли, а Египет обязан своим государственным единством Амону, богу-пастуху, чьим символом был агнец, именем которого освящались все военные походы. Именно Амон-Ра, агнец с диском Солнца между рогами, символизирующий собой мудрость единой Вселенной, стал зодиакальным созвездием Овна. 

Боги Овна, как и богини Тельца, иногда пытаются перенять древнейшие характеристики: примером этого служит поздний миф о том, что жена Одина — Ёрд (Земля) и таким образом он возвышается до бога Неба. (Ту же идею мы впоследствии находим в образе свадьбы Земли-церкви с небесным Христом.) Но в отличие от предыдущего, женского, мужской архетип Овна более кардинально разрывает связи с прежними формами, и потому его боги обычно имеют несомненно обновлённый облик, а их прошлое предаётся забвению как несоответствующее ему. 

К дифференциации архетипов Марса и Плутона восходят представления о двух диаметрально противопоставленных друг другу божествах, окончательно разделивших между собой принципы света и тьмы, добра и зла, созидания и уничтожения, столь тесно связанные между собой в древних мифах и самой жизни. Представления о двух полярных божествах начали складываться не ранее II-го тысячелетия до н.э.. И, значит, именно тогда природная битва Громовержца со Змеем получила значение борьбы добра и зла, что заложило основу будущего торжества марсианского единого бога над главой пантеона богов.

Смещение мудрым вождём военной дружины прежнего царя богов, по новым меркам не обладающего высокими человеческими качествами — как это произошло в случае германского Одина — подводит нас вплотную к монотеизму. Архетип Овна закладывает основы представлений о духе человека как о его внутреннем боге и связан с формированием мессианской идеи богочеловека. На идеи и образы мифологемы Овна во многом опирались позднейшие религии — такие, как ислам и христианство: сам Христос выступает воителем (“Не мир я должен принести, но меч“) и пастухом (“Я есть пастырь добрый…“). Образ идеального предводителя, ставшего вождем благодаря не только силе, но и своим моральным качествам, утверждает право личности на новое, независимое от традиции существование. Это сопоставляет знаку Овна понятие выбора будущего пути развития, который объединяет его с противоположным архетипом Весов — как и образ стихии огня, которой человечество должно овладеть. 

Завершая свое развитие, мифология замыкает круг древнейших архетипических понятий. Огненный импульс активности — греческий Эрос или индийский Агни — объединяя в себе всё существующее, рождают в спящих пучинах Хаоса новую жизнь. Мы снова вернулись к мифам о возникновении бытия. На грани эры Овна и эры Рыб греческий философ Фалес называет воду первопричиной всего, а его ученик Анаксимандр утверждает, что в воде зародились первые животные. Гераклит считает первоначалом огонь. Обращение к чистым стихиям: воде, огню, воздуху — ещё одна черта эры Овна, как и сам поиск первопричин, из которого рождается современное последовательное логическое мышление.

 

Если вы хотите следить за этими публикациями или оставить заявку на приобретение книги, подпишитесь на нашу рассылку и поставьте галочку в соответствующей строке.

Если не появляется форма для заявки, отключите блокировку рекламы для данного сайта или свяжитесь с нами по email astrolabium.magazine@gmail.com

Подпишитесь на нашу рассылку!

Имя и фамилия

Ваш email-адрес

публициях фрагментов из книги Семиры и В. Веташ "Мировая мифология в архетипах Зодиака"

публициях фрагментов из книги Б. Израителя "Ректификация"

"Мировая мифология в архетипах Зодиака" Семиры и В. Веташ

"Ректификация" Б. Израителя

Не беспокойтесь! Мы не спамим 🙂

Иллюстрация вверху: Astronomy: Mars with his sword, in his chariot. Engraving by C. Lasinio after Raphael, 1516. Copyrighted work available under Creative Commons Attribution only licence CC BY 4.0

В.Веташ
В.Веташ (творческий псевдоним) род. 7.5.1957 17:43 GМТ, в Ленинграде, художник по первой профессии. Астролог-натурфилософ, синестет (исследователь связи цвета-звука-формы и психо-образа), автор международного алфавита, астро-этнолог, автор астрологич. картин, лингво-флагов и астро-геральдики. Среди астрологов ведущий специалист по работе с астероидами, астро-искусствоведением, афетикой и именованием по гороскопу. В соавторстве с Семирой написал более 20 книг по астрологии.
Семира
Семира (литературный псевдоним) — род. 8.7.1963 14-57 GМТ, в Ленинграде, кандидат философских наук, окончила филологический факультет ЛГУ (знает английский, французский и японский языки). Писатель, переводчик, член Союза писателей Петербурга и Ленинградской области. Астро-мифолог, преподаватель авторского курса по архетипам мировой мифологии, автор астрологических стихов и песен, гид по Индии. В соавторстве с В.Веташем написала более 20 книг по астрологии.

You may also like

Leave a reply