Вот уже лет 30 размышляю над вопросом: почему такой феноменально эффективный инструмент как астрология никак не может завоевать в нашей Цивилизации подобающее место. Уважаемое место. Есть, безусловно, объективные причины. А есть причины субъективные. И парадоксальным образом самая важная субъективная причина – это то, что сами астрологи страдают своеобразным комплексом неполноценности в отношении своей профессии. Сами астрологи до конца не понимают с каким грандиозным феноменом, с каким величественным феноменом они имеют дело. 

Подсознательно многие, даже очень квалифицированные, астрологи относятся к астрологии, как к чему-то не очень серьёзному по сравнению с «академической наукой».

Отсюда стремление сверять свой курс с образцами, предлагаемыми в поле социально утвердившихся профессий, и боязнь подчёркивания своей специфики, своего особого статуса. Находясь в среде в основном настроенной, как минимум, скептически, а порой и агрессивно, по отношению к занятиям астрологов, мы стремимся, в порядке самозащиты  прикрыться  близкими нам профессиями. Например, психологией. Вместо того, чтобы формировать своё поле, свою культуру работы, наконец, свои ритуалы, астрологи бросились наперебой подражать психологам. Это не может не сказаться на их работе самым пагубным образом.

Дело не только в том, что  копии редко дотягивают до оригинала. Главное – это то, что Астрология по своей природе способна развернуться по-настоящему только в уникальном, трансцендентном измерении. Ураническое не может действовать в полную силу, работая «на подхвате», как подручное вспомогательное средство, в колее, проторенной другими. Нельзя заниматься такой масштабной и даже сакральной вещью, какой является Астрология, ремесленным, обычным, рутинным образом. И уж точно Астрология не терпит, когда ею занимаются, что называется «между делом». 

Задача моего выступления здесь – показать масштаб явления, которое носит название Астрология.

Новое понимание истории Цивилизации

Открытия последних лет, сделанные отнюдь не астрологами, а историками, археологами, этнографами, лингвистами, архео-астрономами  перевернули наше представление об истории цивилизации, истории самого человечества. Суть нового понимания истории – осознание критической важности наблюдений за небесной сферой в цивилизационном прогрессе. Мне осталось лишь творчески переработать большой материал.

Надо сказать, что открывшаяся перед учеными сенсационная картина так их поразила, что была проведена серия конференций , провозглашавшая астрономию матерью Цивилизации. Мы с вами прекрасно понимаем, что астрономии в современном смысле слова  несколько тысяч лет назад не было и быть не могло. Мобилизация огромных ресурсов  человечества для добычи астрономических данных недвусмысленно свидетельствует, что эта информация имела жизненно важное значение для людей.  Но что такое извлечение жизненно важных значений из астрономических данных как не Астрология?!

Вернемся, однако, к сенсационным исследованиям начала 21 века. Они явно свидетельствуют о том, что основы Астрологии глубже, чем цивилизация и культура людей. В этом смысле большой интерес представляют зафиксированные археологией и этнографией случаи полного совпадения группировки звёзд в созвездия у далёких друг от друга народов. Наглядным примером может служить созвездие Плеяд. В противоположных точках земного шара – у аборигенов Австралии, индейцев Америки, коренного населения Сибири, в античном Средиземноморье его выделяли и обозначали одинаково «семь сестёр». Аналогичным образом название «Скорпион» присваивалось одной и той же группе звёзд в таких различных культурах, как протоиндийская, шумерская и ацтекская. Объяснить появление таких совпадений современная наука не в состоянии.

Всё встаёт на свои места, если принять и признать, что астрологическое знание и астрологическая практика сопутствовали человеку, начиная с самой ранней стадии его становления как вида – до разделения людей на расы и народы, и, как минимум, предшествовали расселению человечества по странам и континентам. 

Доводя ход этой мысли  до логического завершения, мы вправе предположить, что само появление Homo sapiens как вида каким-то образом связано с Астрологией.

Астрология и появление человека

 Действительно, серьезная попытка реконструировать переход прото-человека к современному человеку приводит нас к осознанию того удивительного факта, что не столько разумность или трудолюбие, сколько внимание к звёздной обители, к небесным знамениям позволило человеку выжить и не только выжить, но и стать впоследствии господствующим видом на Земле.

Попробуем отвлечься от современных стереотипов и проекций, представив себе реальную картину самых ранних стадий становления человека. Опыт жизни на Земле показывает, что в основе важнейших исторических сдвигов и переходов всегда лежит экзистенциальный кризис. И чем существеннее сдвиг и скачок в развитии, тем острее изначальный кризис. Появление на Земле нового вида существ с беспрецедентными возможностями по праву можно отнести к важнейшим историческим переходам.

Совершенно очевидно, что прото-человек попал в критическое положение. Он отчуждён от Природы: его инстинкты ослаблены и даже утрачены, повреждена коммуникация со средой обитания. 

Современные исследователи  единодушны в том, что такое повреждение инстинктивной программы предшествовало  развитию Цивилизации, а не являлось следствием цивилизационного процесса.

Физические возможности  прото-человека весьма ограничены по сравнению с животными, претендующими на ту же биологическую нишу. Изгнанный из природной тотальности, ставший, по выражению немецкого мыслителя И.Гердера, «вольноотпущенником природы», предок человека, этот, с точки зрения животного мира, «свихнувшийся» высший примат, как биологическое существо был обречён на довольно быстрое вымирание.

В отличие от окружающих его животных он не имеет однозначной инстинктивной программы. Волки, пантеры, слоны и даже комары знают, что делать в каждый момент жизни. Прото-человек же предоставлен самому себе. Отточенный миллионами лет приспособления к земному существованию механизм, который уверенно ведёт по жизни все другие виды, у прото-человека всё время даёт сбои.

Положение первых людей по отношению к Природе, их состояние души, нашло отголосок в мифологии многих народов, в частности в мифе об изгнании из Рая. Человек выброшен из лона Природы и лишён Высшего покровительства. Ужас покинутости, всю глубину которого современному человеку трудно вообразить, чувство вины, отчаяние беспомощности и страстное желание найти поддержку, обнаружить какие-то ориентиры, какое-то водительство – вот что в основном владело первобытным человеком, а отнюдь не хозяйственные или научные интересы. 

Вынужденный искать альтернативный план действий в критической ситуации прото-человек, можно сказать, хватаясь за соломинку, смотрит Вверх. Обратив взоры к небу, прото-человек смог найти себе экзистенциальную опору и сориентироваться в хаосе земного окружения. Между прочим, само слово «ориентироваться» в какой-то мере астрологично. Смысл слова – найти восток (orient), т.е. место восхода Солнца.

И здесь мы подходим, возможно, к кульминационному моменту истории, а именно особой роли Солнца. Весьма вероятно, что Солнце имеет первостепенное значение не только для жизни вообще, но и для перехода к новым её формам. Солнце – источник живительной энергии, и оно же – главный носитель света.

Как известно, высшие приматы не обладают ночным зрением. Поэтому для них темнота и ночь очень часто несут с собой опасности, а иногда и смерть. Солнечный свет разгоняет страх, даёт возможность видеть вещи ясно. Таким образом, Свет Солнца и жизнь не разделимы. Солнце – великий источник жизни и Великий Защитник людей. Движение Солнца по небосводу, смена дня и ночи – вот что привлекает внимание прото-человека прежде всего. 

Поэтому выделение небесного свода из всего многообразия объектов окружающего мира и его соотнесение с обителью Высшего Покровительства и Водительства было вполне закономерным. 

Швейцарский историк культуры Р. Тарнас отмечает: «…древние наблюдатели заметили принципиальную разницу между мирами небесным и земным. Земной жизни всюду были присущи изменчивость, непредсказуемость, зарождение и упадок, тогда как небеса, казалось, обладали вечной размеренностью и сияющей красотой, делавшими их царством совершенно особого – высшего порядка».

Таким образом, Космос и только Космос обеспечивает человека надёжными ориентирами. По отношению к Солнцу, Луне, Венере, Юпитеру, а позже, вероятно, и к самым ярким звёздам человек испытывает какое-то особое благоговение. Инстинкт заменяется культом Небесных «существ». Всё внимание, вся фокусировка душевных сил первых людей прикованы к перемещениям Высших «существ». Именно от них прото-человек ждёт «инструкций». Человек организует свою жизнь, толкуя небесные знамения. Программа действий написана теперь на небесах.

Фиксация внимания прото-человека на вечернем послезакатном небе можно уподобить известному психологам эффекту фиксации внимания ребёнка на двери, в которую только что вышла мать. Вследствие того, что в южных широтах, где, скорее всего, и появились первые люди, отрезок времени между исчезновением солнечного диска и появлением звёзд очень мал, запечатлённая картина звёздного неба наверняка окрашивалась особыми эмоциями.

Сходная ситуация – с восходом Солнца. В ожидании восхода прото-человек вглядывается в звёздное небо в том месте, где Солнце появлялось прежде. В отличие от современных людей он не уверен, что и на этот раз Солнце разгонит тьму. Поэтому ожидание восхода связано с не менее сильными эмоциями, чем переживание заката. Сомневающимся можно предложить провести ночь в африканских джунглях.

Пусть даже считываемое с космического экрана не изменило волшебным образом существование первого человека. Главное – преодоление дезориентированности, придавленности хаосом и бессмысленностью. Как мы знаем из теории менеджмента даже плохой план лучше, чем его отсутствие.

Фиксация внимания прото-человека на небесной сфере есть необходимое, но не достаточное условие для успешного антропогенеза. Для того чтобы перейти ко второй его фазе нам придётся обратиться к вопросу о фундаментальных отличиях человека от животных, о самых существенных, принципиальных свойствах людей, делающих их особым видом земной жизни.

О различиях животных и людей можно рассуждать долго, однако с позиций эволюции сознания главное отличие, из которого вырастают все остальные, заключается в том, что человек живёт не только и не столько в пространстве, воспринимаемом органами чувств. Он незамкнут в том, что происходит здесь и сейчас. Основная часть внутренней жизни человека протекает в пространстве символическом. Умственным взором человек способен охватить содержания, почти полностью абстрагированные от текущей конкретной ситуации, от того, что он видит, слышит и может пощупать в данный момент. Мир символических образов, мир воображаемый, иллюзорный, мир фантазий, надежд, планов, ожиданий в той или иной степени вытесняет реальный мир даже у самого конкретно мыслящего индивидуума. При всём желании воспринимать мир реальный, как он есть на самом деле, человек уже не в состоянии этого сделать. Он уже не может снять культурные, цивилизационные очки. Всё будет видеться сквозь призму условностей, оформившихся в абстрактном пространстве сознания людей за всё время существования вида.

С позиций органического пространства, или пространства действия, человек кажется во многих отношениях гораздо более слабым, чем животное. Ребенок вынужден обучаться многим навыкам, которые у детёныша животного существуют от рождения. Но этот недостаток у человека компенсируется другим даром, который есть только у него, и который не имеет аналогов с чем бы то ни было в животной природе. Не автоматически, а в результате болезненного кризиса,  человек приходит к идее абстрактного пространства. Эта идея проясняет человеку путь не только к новому познавательному полю, но и к совершенно новому направлению во всей его жизни. Абстрактное символическое пространство становится кладезем смыслов и значений, питает все цивилизационные процессы, служит залогом непрерывной культурной эстафеты и успешного социального взаимодействия людей.

В условиях жизни высших приматов и прото-человека мы вряд ли сможем обнаружить какие-либо следы идеи абстрактного пространства. Пространство животных, даже самых высокоразвитых животных и прото-человека — это пространство действия, а действие концентрируется вокруг непосредственных практических потребностей и интересов. В той мере, в какой можно говорить о первобытном понятии пространства, оно целиком пронизано конкретными индивидуальными или чувственно-эмоциональными элементами. Оно укоренено в конкретном и субстанциальном, оно материализовано, имеет форму, цвет, запах, вкус.

С точки зрения животного и прото-человеческого менталитета кажется почти неразрешимой задача сделать решающий шаг, приводящий к формированию пространства  абстрактной мысли.  В этом теоретическом пространстве исчезают все конкретные различия нашего непосредственного чувственного опыта.

 В истории человечества этот грандиозный шаг, это колоссальное обобщение, единственное, которое ведёт к концепции высшего порядка, выводящей прото-человека из клетки ограниченности сиюминутным и локальным, могло произойти не иначе как в результате переключения внимания на небесные феномены и настойчивых попыток связывать земное существования с Космическими метаморфозами. Эти усилия потребовали от первых людей совершенно особых качеств ума и, соответственно, специфического характера мозговой деятельности. 

Жизнь человека кардинальным образом изменилась, когда он стал интерпретировать события на небе применительно к жизни на Земле. С этого момента мысль уже не была ограничена ближайшей сферой конкретного, телесного, первозданного пространства. Пространство было, так сказать, перенесено с земли на небо и, следовательно, стало символическим. Небесные феномены стали символизировать факты земного существования. Ведь обращаясь к порядку небесных явлений, человечество, прежде всего, заботилось о своих земных нуждах и интересах. Человек обратил свой взор на небеса, конечно, не для того, чтобы удовлетворять свою любознательность. Как мы уже упомянули выше, человек искал на небесах покровительство и водительство, а затем своё собственное отражение и порядок человеческой Вселенной. Он чувствовал, что его мир бесчисленными  нитями связан с общим порядком Вселенной, и пытался проникнуть в эту таинственную связь. Небесные явления рассматривались как властелины и правители мира, как вершители человеческих судеб. Ни одно человеческое явление не содержало в себе, как представлялось, собственного объяснения, оно могло быть объяснено лишь путём соотнесения его с соответствующими небесными явлениями, от которых оно зависело. Чтобы организовать политическую, социальную и моральную жизнь человека, нужно было, оказывается, обратиться к небесам.

Концепция символического приспособления человека к природному миру разработана в трудах Э.Кассирера. Он, в частности, отмечает, что человек живёт уже не просто в физической, но и в символической вселенной – это мир мифологии, языка, искусства, науки и т.д. В какой-то момент мысль преодолевает сферу конкретной практической жизни человека и становится силой, способной охватить всю Вселенную единым взглядом. Вот почему астрологическое сознание можно рассматривать как колыбель всей культурной жизни. Все мифологические, религиозные и научные концепции человечества берут начало из этого источника. Таким образом, феномен астрологического сознания является необходимым условием развития функциональных особенностей человеческой психики, которые лежат в основе человеческой культуры и цивилизации людей (см. Рис.). Этот феномен есть та питательная почва, на которой строится внутренний мир человека, его умственные возможности, все специфические инструменты и умения, такие как, например, абстрактное мышление и речь.

Астрология и цивилизация

Астрология и рождение Цивилизации

Происхождение астрологии и её огромная значимость в формировании человека, как вида, были представлены в виде гипотез. Однако эти гипотезы косвенно подтверждаются огромным массивом абсолютно достоверного фактического материала, относящегося к роли астрологии в последующем развёртывании человеком строительства Цивилизации и культуры в целом. Есть все основания утверждать, что именно астрология стала локомотивом цивилизационного прогресса. 

Ценность астрологической информации для правильной организации жизни в архаичных сообществах была так велика, что задача её получения была абсолютным приоритетом. Эта задача мобилизовала все наличные физические, интеллектуальные, социальные ресурсы. 

Эффект от, собственно, астрологического знания и умения квалифицированно интерпретировать космические констелляции оценить трудно. Однако стимулирующее влияние потребности в этих сведениях на прогресс во многих областях человеческой деятельности довольно легко проследить.

Конечно же, астрологические потребности дали толчок прогрессу технологий, в которых нуждались производители всех видов астрологических инструментов: от подзорных труб и астролябий до механических компьютеров вроде Антикитерского механизма.

Весьма сложные технологии требовались строителям астрологических обсерваторий. Мегалитические сооружения древности почти наверняка использовались в качестве именно таких объектов. Естественно, что возведение таких грандиозных объектов (например, пирамиды, Стоунхендж), их выверенная ориентация относительно небесных координат требовали продвинутых технологий и, значит, серьёзного научного обеспечения.

Не менее существенно стимулировались социальные процессы: ведь строительство сложных сооружений делало необходимым общественное разделение труда, совершенствование административных мер.

Еще один важный аспект Цивилизации, стимулированный Астрологией – сохранение результатов наблюдений и расчётов. Таким образом, Астрология вносит вклад в развитие письменности, совершенствование носителей информации – появление первых книг. Исследования последних лет связывают алфавиты всех народов с очертаниями созвездий Другими словами , проследив историю каждой руны, буквы или иероглифа, мы приходим к попыткам фиксации  устройства разных участков звездного неба.

Однако, пожалуй, самый яркий пример воздействия Астрологии на развитие Цивилизации связан с появлением и прогрессом математики. Математика по праву считается каркасом и душой современного научного знания. Очевидно, что без математики никакие успехи современной науки были бы невозможны. Однако сама математика, как оказывается, очень многим, если не всем, обязана Астрологии.

Благоприятные условия для возникновения математики связаны с развитием абстрактного мышления у людей вследствие усилий по связыванию космических событий с земной жизнью. Только натренированное астрологией абстрактное, символическое мышление потенциально было способно и готово породить и развить математику.

Важно отметить тот факт, что астрологическое сознание не только создавало возможность появления и развития интеллектуальных занятий, требовавших абстрактного символического мышления. Оно с какого-то момента сделало необходимым разработку нового интеллектуального инструмента. Сам прогресс астрологии, начиная с определённой фазы, не мог продолжаться без открытия и использования символической алгебры. Но также ясно, что без астрологии не появилась бы нужда в алгебре!

Действительно, давайте подумаем, как могла появиться алгебра в ранних культурах. Если появление простейшей арифметики ещё можно было бы обосновать непосредственными хозяйственными нуждами, то например, объяснить появление сферической тригонометрии потребностями сельского хозяйства без сильного воображения трудновато. Просто так, от безделья, без острой необходимости такую вещь придумать невозможно. Очевидно, что сначала возникает настоятельная потребность в подобном инструменте. Поступает, что называется, общественный заказ. Астрологические расчёты – самый естественный заказчик в области точных наук. Совершенно ясно, что развитие математики стимулировалось потребностями во всё более точных и надёжных астрологических расчётах. Более того, оформившиеся позднее философские воззрения древних предполагали, что исключительной областью применения математики является мир небесных феноменов, надлунный мир.

О глубине и прочности взаимосвязи Астрологии и математики говорит тот факт, что практически до эпохи Просвещения Астрология и математика почти не воспринимались отдельными отраслями знания. Астролог и математик были синонимами. К примеру, теолог Пьер де Блуа в XII веке пишет: «Математиками называют тех, кто по положениям звёзд и по движению планет определяет природу надвигающихся событий».

Очень показательна история появления математики в средневековых университетах. В самых первых университетах средневековой Европы студенты занимались всего на трёх факультетах: Теологии, Юриспруденции и Медицины. На медицинском факультете, естественно, преподавалась астрология, так как справедливо считалось, что без астрологии составить квалифицированное суждение о состоянии пациента невозможно. Через какое-то время преподаватели стали замечать, что будущие медики с огромным трудом выполняют необходимые для построения гороскопов (весьма непростые) астрономические расчёты. Для повышения успеваемости этих студентов и ввели курс математики.

Огромна роль астрологии в развитии гуманитарного знания. Основные концепции психологии, социологии, политологии изначально опирались на астрологические представления. Даже системы общественной организации коррелируют с представлениями об устройстве Космоса. 

Историческая наука во многом направлялась астрологическими представлениями об устройстве времени. Составление календарей, летоисчисление, хронометраж всегда были вотчиной астрологов.

Однако, гораздо важнее то, что Астрологическая картина мира напрямую влияла на философскую мысль, направляла идеологии, формировала мировоззрение человечества. 

Более того, можно утверждать, что всё познание человеком Мира покоится на Астрологическом сознании, т.е. на предположении, что человек космичен по своей природе, что он – центр бытия. Великие умы прошлого рано или поздно приходили к пониманию: разгадать тайну человека – значит разгадать тайну бытия. Познай самого себя и через это познаешь мир. Все попытки внешнего познания мира, без погружения вглубь человека, давали лишь поверхностное знание. Если идти от человека вовне, то никогда нельзя дойти до смысла вещей – разгадка смысла скрыта в самом человеке. Позитивизм был крайним выражением стремления не только постигнуть мир внешним путём, уходящим как можно дальше от человека, но и самого человека поставить в ряд внешних вещей мира. Н.Бердяев писал: «Ум, который силится отрицать исключительное значение человека в мире и отвергать человека как единственный источник познания смысла мира, страдает внутренним самоистребляющим противоречием». 

Человек как замкнутое индивидуальное существо не имел бы путей к познанию вселенной. Такое существо не превысило бы отдельных вещей мира, не преодолело бы частных состояний. Астрологическое понимание не может быть одной из истин философского познания мира, оно предшествует всякому философскому познанию мира, которое только через это понимание и делается возможным. Астрологическое сознание, таким образом, предшествует не только онтологии и космологии, но и самой философии познания, предшествует вообще всякой философии, всякому познанию. 

Астрологический путь – единственный продуктивный путь познания вселенной, и путь этот предполагает исключительное космическое самосознание. Лишь в таком самосознании и самоощущении человека ему открываются божественные тайны. Поэтому Астрологическое сознание предшествует также всякой религии, всякой мистике и метафизике. Оно же лежит в фундаменте всех религий и эзотерических учений.

Таким образом,  мы должны признать, что вся человеческая Цивилизация есть результат сознательного усилия ко все большей астрологической осведомленности. Критикам Астрологии хорошо бы время от времени напоминать – современная Цивилизация в определенной степени является  побочным продуктом стремления и потребности в качественном астрологическом знании.

 

Фотография вверху: © Sebastien Decoret

Борис Израитель
Главный редактор журнала Astrolabium. Изучает астрологию с 1982 года, консультирует с 1986 года. Автор семи книг, три из которых являются учебниками, рекомендуемыми Московской академией астрологии и Высшей школой классической астрологии. Автор более 150 статей по астрологии, изданных в России, Германии, США, Нидерландах, Швейцарии, Испании, Латвии, Украине. Спикер на 24 конференциях, включая 7 международных. Обладатель сертификата National Council for Geocosmic Research (N.C.G.R) - крупнейшей астрологической ассоциации в мире - третьего уровня.

You may also like

Leave a reply